Рок - исполнители

ГлавнаяКрематорийКрематорий → История группы Крематорий

История группы Крематорий

«Крематорий» — советская и российская рок-группа, основанная в 1983 г.

crematoriun 2019

Группа образована в 1983 году в Москве Арменом Григоряном и его сокурсником Виктором Троегубовым. Лидер и вокалист, а также автор почти всех песен — Армен Григорян.

"Крематорий" - одна из самых известных групп в российском рок-н-ролле. Основанная в 1983 году, она по сей день остается любимой уже несколькими поколениями слушателей.

Стоит лишь побывать на выступлении этого коллектива , как становится понятно, почему концерты моментально переходят в разряд аншлаговых , альбомы сметаются с прилавков, а майки с крематорской символикой исчезают в гардеробах поклонников.

Несмотря на то, что "Крематорий" - культовая группа, это не застывший на пьедестале монстр, а абсолютно живой организм, состоящий из очень талантливых музыкантов. Он по праву считается одним из лучших концертных коллективов в стране, поскольку это образец настоящего , удивительно живого энергичного рок-н-ролла.

Мало кто может похвастать таким количеством хитов. Своеобразие мелодий и текстов, уникальное сразу узнаваемое звучание, широкий жанровый диапазон, нестандартные композиционные решения, профессионализм участников позволили "Крематорию" стать образцом многолетнего творческого успеха.

Название...

Возможно, своей таинственностью "Крематорий" обязан именно названию. Возникшее когда-то в пику тоталитарному режиму, оно рассматривалось официальной властью как некое экстремистское клеймо. Однако на сегодняшний день воспринимается уже не столь однозначно - наоборот, легко ассоциируется с сюрреалистическими и глубоко лиричными песнями последних лет.


Версий его появления существует несколько.

По одной из них "Крематорий" во всем великолепии своего пафоса возник из заглавной песни дебютного альбома.

Вторая версия повествует о том, что предложенный кем-то из музыкантов "Катарсис" (по Аристотелю очищение души посредством огня и музыки) не подошел. Существовал одноименный альбом Чеслава Немена и повторяться не имело смысла. К тому же с точки зрения музыкантов такое название было созвучно слову "сифилис". Пришлось подыскать нечто похожее. "Крематорий", как и "катарсис", включал огонь, а музыка уже была в альбоме.

По третьей версии название появилось спонтанно как отражение литературных вкусо музыкантов, увлеченных в том время Эдгаром По, Ивлином Во, Михаилом Булгаковым, Данте, Кафкой и другими мрачными гениями.

На создание марки претендуют многие друзья и знакомые той поры. Так один из них рассказывает, как набрав наугад телефонный номер, услышал в трубке "крематорий слушает" и понял, что это судьба.

Жанр...

Творческий путь "Крематория" начинался когда-то с произведений, весьма отличных от сегодняшнего репертуара. Однако уже тогда вырисовывался жанр, который впоследствии Родион Щедрин окрестил вальс-роком. В песнях присутствуют нестандартные для рок-н-ролла мотивы - баллады, вальсы, элементы фолка. Они очевидны в таких вещах, как "Себастия", "Адольф", "Безобразная Эльза", "Сексуальная кошка", "Америка", "Газы".

Раньше героями песен становились наиболее колоритные фигуры из ближайшего окружения музыкантов. Григорян не приукрашивал своих персонажей - какими были, такими и остались в веках. Неудивительно, что в этом паноптикуме сквозь алкогольные безобразия Эльзы и Хабибулина проступают черты немного сумасшедшего поколения хиппи 80-х. Но по мере взросления времени на друзей и подружек оставалось все меньше и , начиная с 1989-го года, персонажи песен становятся более загадочными и сюрреалистическими: Зомби, Калигула, Твари и т.д.

Но не только это предопределило столь узнаваемый сегодня стиль. "Вальс-рок" во многом обязан скрипке, которая во времена расцвета андеграунда была довольно смелым экспериментов для рок-группы. Она и по сей день в некоторых вещах звучит неожиданно и весьма оригинально смотрится в руках скрипача, когда он играет на ней, как на гитаре. К тому же ее удивительно тонкий нежный звук органично вливается в лирику "Крематория", делая образы любимых песен еще более объемными.

Уникальность "Крематория" еще и в том, что он не эксплуатирует одну и ту же концертную программу. Каждое выступление неповторимо, полно импровизации и магической силы, которую можно ощутить, только находясь в зрительном зале.

История...

4

"Крематорий" возник стихийно в 1983-м году и вплоть до 1987-го года был почти акустическим коллективом. Выступать приходилось в основном на квартирах - других возможностей у групп так называемого андеграунда не было. Первые два альбома, записанные на студии театра им.Маяковского, отличались весьма своеобразным звучанием, поскольку в них помимо привычных инструментов использовались пустые бутылки из-под портвейна и расческа в качестве губной гармоники. Однако именно тогда родились песни, которые входят в репертуар группы и поныне - "Крематорий" "Маленькая девочка", "Крылатые слоны", "Аутсайдер", "Таня", "Сексуальная кошка" и другие.

В 1987 году после многочисленных разборок с официальными органами "Крематорий" получил недвусмысленное предложение выступить на фестивале "Надежд" Московской городской рок-лаборатории. В результате группе присудили гран-при фестиваля, но мрачновато-загадочное название пришлось урезать до банального "Крема". Вскоре после этого вышел альбом "Кома", награжденный дипломом журнала "Аврора", как лучший альбом 1988 года. Тогда же появился и клип на песню "Мусорный ветер" - один из первых на советском телевидении. Благодаря ему группа приобрела действительно всенародное признание. Музыканты съездили на Воронежский и Питерский фестивали и 1989 году выпустили виниловую пластинку "Живые и Мертвые" - сборник лучших песен. На последующих альбомах группы вплоть до 1993 года переиграло довольно много сессионных музыкантов, благодаря чему не одна из работ не повторяет другую. Свое десятилетие "Крематорий" отметил выпуском "Двойного альбома", серией концертов в разных уголках страны и ритуальным сожжением Григоряновской шляпы, которая не покидала его голову, аж с 1983 года. Правда, с тех пор в Армена Сергеевича появилась целая коллекция шляп, большую часть из которых ему подарили поклонники.

После этого один за другим выходят три альбома - "Танго на облаке" , "Текиловые сны", "Ботаника", объединенные общей идеей музыкально-поэтического путешествия по всем доступным человечеству измерениям. В это же время, опустошив ящики рабочего стола, Григорян и компания выпускают еще два диска "Микронезия" и "Гигантомания", включив туда песни, по тем или иным причинам не нашедшие применения в предыдущие годы.

Одновременно с этим выходит полная версия СD-коллекции из 15 альбомов с двенадцатистраничными буклетами. Кроме того, у группы появляется свой сайт в интернете crematorium.ru. Здесь можно найти расписание концертов, рецензии на них, пообщаться с музыкантами и поклонниками группы и вступить во Всемирное Общество Друзей Кремации, членами которого являются такие уважаемые почтенные люди, как писатель Александр Житинский, рок-поэтесса Маргарита Пушкина и герой одной из самых знаменитых крематорских песен - Хабибулин.

Невзирая на августовский кризис 1998 года именно в это время выходит CD-ROM "Между небом и землей" - творческий отчет "Крематория" за пятнадцатилетнюю историю существования. На диске можно найти не только все 15 альбомов, но и полную историю группы, фото архив из нескольких сотен фотографий, клипы, видеозаписи и отрывок из фильма "Гончие псы" ("Тацу"), в котором снились все музыканты "Крематория".

В 1998 году свет увидел сборник из трех CD, куда вошли лучшие песни за период с 1983 года по 1998 год.

2000 год оказался очень плодотворным для группы "Крематорий". В этом году вышло сразу два альбома группы: "Три источника" и "Фан-Том".

"Фан-Том" - это сборник песен, который был составлен по результатам голосования членов "Всемирного Общества Друзей Кремации" на официальном сайте группы.

"Три источника" - очередной номерной альбом группы, который писался в перерывах между гастролями в течении трех лет. На альбоме нет ни одного вальса, что для прежнего "Крематория" совершенно не характерно. Альбом состоит из двенадцати песен. Наряду с традиционным своеобразием мелодий и текстов, композиции отличает широкий жанровый диапазон и нестандартные музыкальные решения.

Альбом оказался рекордным, как по времени записи, так и по количеству приглашенных артистов. В записи принимали участие Сергей Троицкий "Паук" из "Коррозии металла", Сергей Воронов из "Кроссроудз", лидер "СерьГи" - Сергей Галанин, Сергей Чиграков ("Чиж") без компании, Сергей Крылов, Кирилл Немоляев. На альбоме можно услышать еще массу интересного.

В 2001 году свет увидел альбом - раритет "Реквием для всадника без головы". Почти все песни, представленные на этом альбоме были написаны Арменом Григорянов в 1977-1981 годах и исполнялись на англо-марсианском языке группой "Атмосферное давление". Вместе с Григоряном (бас-гитара) в "Атмосферке" играли гитарист Евгений Хомяков и барабанщик Александр Севастьянов. В 1982 году группа распалась и на ее руинах через год возник "Крематорий" надолго похоронивший "Атмосферный" тяжеляк. Спустя 20 лет вечно молодой Хомяков восстановил часть того музыкального материала, а у Григоряна, к счастью, сохранились русские варианты текстов. Песни были частично отредактированы, а музыканты группы "Крематорий" при работе над альбом пытались максимально сохранить дух того времени. Отдавая дань прошлому, "Крематорий" счет вполне уместным издать "Реквием для всадника без головы" на рубеже веков.

Несмотря на то, что абсолютное большинство песен было написано в конце 70-х годов представляли хард и панк, в новой обработке материал интересен самобытной стилистикой и оригинальными аранжировками.

Кроме того, определенный интерес представляет участие выдающихся джазовых исполнителей: Валентины Пономаревой, Сергея Манукяна, Виктора Осипова, вокалисток группы "Лига блюза". Это придало музыке свежесть и необыкновенное звучание.
В 1991 году в «Крематорий» ненадолго возвращается Троегубов, уже в качестве не просто музыканта, но и директора группы. В 1993 году к десятилетию группы записывается самый успешный за всю историю «Крематория» альбом — «Двойной альбом». В 1994 году снимается фильм «Тацу» с участием Насти и «Крематория». Фильм получился слабым и не поступил в прокат, но его видеоматериалы легли в основу ряда видеоклипов группы. После очередной ссоры группу окончательно покидает Троегубов, так и не нашедший себе применения в новом составе. Позже он пишет книгу «Жизнь в «Крематории» и вне его», в которой сводит счёты с Григоряном, неоднократно подаёт в суд на бывшего соратника и снова созывает «Дым», который вскоре окончательно прекращает существование. Тем временем «Крематорий» продолжает творческую жизнь: периодически выходят в свет новые альбомы, группа гастролирует по бывшему Союзу и по русскому зарубежью (концерты в Израиле, Германии и США). Группа пользуется вниманием критиков и остаётся любимой многочисленными фанатами. По вкладу в развитие рок-музыки в России, «Крематорий» стоит в одном ряду с другими «доперестроечными» командами. Лирика Григоряна многогранна, в песнях пересекаются реальный и потусторонний миры. Особое внимание Армен уделяет теме жизни после смерти, различным религиям. Тексты песен, в 1980-е годы зачастую нарочито грубые, «бытовые», сегодня стали довольно элитарны. На музыку «Крематория» всегда оказывали влияние различные музыкальные течения от вальса до тяжёлого рока. В аранжировках на одном уровне с соло-гитарой уделяется внимание скрипке, что придаёт «Крематорию» особый колорит.
В 2000 - 2001 году группа много и успешно гастролирует. Проходят аншлаговые концерты в Нью-Иорке, Чикаго, Сан-Франциско и городах Израиля.

В апреле 2001 года группу покидает Андрей Мурашов и его место занимает молодой талантливый гитарист Дмитрий Терентьев.

Летом 2001 года группа приступает к записи нового альбома "Мифология", который был закончен в марте 2002 года.

В последнее время Григорян пытается выйти на новый виток творчества и создаёт сольный проект «Третий Ангел» («3' Ангел»). В 2006 году Григорян выходит на новый виток творчества и создаёт сольный проект «Третий Ангел» («3' Ангел») и выпускает альбом под названием «Китайский танк». Группа «Крематорий» во главе с Арменом при этом продолжает действовать параллельно, однако происходит полная смена состава и в 2008 году после шестилетнего перерыва выходит 14 по счёту номерной альбом Кт «Амстердам». Заглавная песня занимает верхние места хит-парадов, а сам альбом награждается «Золотым Диском» от Всероссийской Ассоциации Производителей Фонограмм, за выдающиеся результаты продаж нетленных произведений.

krt

К самым известным хитам группы относятся такие песни, как: «Мусорный ветер», «Безобразная Эльза», «Маленькая девочка», «Сексуальная кошка», «Крематорий», «Лепрозорий», «Таня», «Клубника со льдом», «Аутсайдер», «Хабибулин», «Кондратий», «Последний шанс», «Три источника», «Катманду» и др.

17 мая 2013 г. состоялась презентация альбома «Чемодан Президента», в котором были представлены новые песни группы. Заглавная песня альбома заняла первое место в Чартовой дюжине. "Такие песни как «Чемодан Президента», «Мэрилин» «Город Солнца» имеют все шансы стать хитами уровня «Безобразной Эльзы», «Катманду». Не идя на поводу у изменчивой моды, «Крематорий» остается одним из самых аутентичных рок-коллективов отечественной музыкальной сцены", – так охарактеризовали альбом критики.

В июне 2015 г. группа приняла участие в благотворительной акции «Дальше действовать будем мы!». Собранные во время музыкального телемарафона деньги были переданы на лечение отца Виктора Цоя от рака.

1 апреля 2016 г. в «Чартовой дюжине» «Нашего радио» состоялась премьера нового сингла «Жизнь», позже занявшего первое место хит-парада.

16-17 сентября того же года Крематорий представляет новый концептуальный альбом «Люди-невидимки», и в октябре отправляется в четвёртый мировой тур.

14 апреля 2019 г. в Москове состоялась презентация нового сингла группы «Крематорий» – «Гагарин Лайт».


8

Состав группы менялся неоднократно. Единственный постоянный музыкант — лидер группы Армен Григорян.

Современный состав

  • Армен Григорян — вокал, гитара, автор песен (1983—наши дни)
  • Максим Гусельщиков — скрипка, клавишные, перкуссия, бэк-вокал (2007—2011, 2012—наши дни)
  • Николай Коршунов — бас-гитара, контрабас, бэк-вокал (2008—наши дни)
  • Андрей Ермола — ударные (2009—наши дни)
  • Владимир Куликов — гитара (2012—наши дни)

Бывшие участники

  • Виктор Троегубов — вокал, гитара, бэк-вокал (1983—1987, 1991—1994)
  • Дмитрий Плетнёв (Альтист Данилов) — альт (1984)
  • Александр «Стив» Севастьянов — ударные, перкуссия (1984—1986)
  • Сергей «Пушкин» Пушкарёв — бас-гитара, клавишные (1984—1988)
  • Михаил Россовский — скрипка (1984—1993)
  • Александр «Змей» Портнов — гитара (1985—1986)
  • Евгений «Джон» Хомяков — гитара (1985—1987, 1988—1989)
  • Олег Лагутин — гитара (1987—1988)
  • Алексей Кондратьев (Кондратий) — ударные, ритм-бокс (1987—1988)
  • Андрей Сараев — ударные (1988—2009)
  • Сергей Третьяков — бас-гитара (1988—2008)
  • Дмитрий Куликов — гитара (1988—1991)
  • Александр Куницын — саксофон (1988—1991)
  • Вадим Саралидзе — скрипка (1988, 1993)
  • Виктор Осипов — гитара (1990—1991)
  • Андрей Мурашов — гитара (1991—2001)
  • Вячеслав Бухаров — скрипка, клавишные, бэк-вокал (1994—2007)
  • Дмитрий Терентьев — гитара (2001—2005)
  • Владимир Бурхель — гитара (2005—2012), ударные (2008)
  • Виктор Пономарёв — бас-гитара (2008)
  • Александр Гончаренко — гитара (2008)
  • Александр Лучков — скрипка, клавишные, мандолина, губная гармоника, перкуссия, бэк-вокал (2011—2012)

 

 

 

Поиск по сайту

Наша группа ВКонтакте!

Наши партнёры

NCA (National Concert Academy)

nca


 

UCONCERTS и «Наше Радио»

uconcerts

nashe


 

Концертное агентство NORTHERN SOUND

northern_sound


 

RockAnons.ru - музыкальный информационный портал о рок-жизни в России!

rockanons


 

ConcertGuide.ru - твой путеводитель по концертам

concertguide

Архив рок-концертов

Счётчики портала

Яндекс цитирования Анализ сайта - PR-CY Rank Рейтинг@Mail.ru