История группы Чайф
«Чайф» — советская и российская рок-группа, образованная в 1985 г.
Группа образована Владимиром Шахриным, Владимиром Бегуновым и Олегом Решетниковым в 1985 году. История группы начинается ещё с 1983 года, когда Владимир Шахрин, Олег Решетников и Вадим Кукушкин начали репетиции в Свердловске.
Название и атрибутика
Автором неологизма «чайф» является поэт и музыкант, участник первого состава группы (1983—1984) Вадим (Вадик) Кукушкин.
Он взял за основу два слова: чай и кайф. Так мы называли крепкий чёрный чай-чифирь, в огромных количествах поглощавшийся на репетициях. Поначалу к репетициям отношение было не особо серьёзное. Больше походило на вечера с чаепитием и игрой на гитарах. И «сходить на репетицию» звучало как «сходить на чайф». Когда наступил сложный для всех начинающих музыкантов момент — как назвать группу, — припомнили именно «чайф».— Владимир Шахрин, 1998 год
В первые годы существования группы название писалось как «Чай-Ф», что порой приводило к неправильному произношению — «Чай-Эф», среди части меломанов, знакомых с группой лишь благодаря магнитоальбомам. Со временем дефис выпал и написание слова как «Чай-Ф» считается устаревшим.
Логотип группы создал художник и дизайнер Ильдар Зиганшин в 1989 году во время работы над обложкой альбома «Не Беда». После выхода в 1994 году альбома «Оранжевое настроение» фирменным цветом группы стал оранжевый. В начале XXI века некоторые поклонники группы появляются на концертах в оранжевых касках.
19 марта 2002 года апелляционная палата Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) признала регистрацию товарного знака «Чайф» компанией «Караван» недействительной, отменив таким образом принятое раннее незаконное и ущемляющее интересы группы решение, по которому торговая марка была зарегистрирована, несмотря на то, что в России уже более 15 лет существовала группа с одноимённым названием.
Предыстория
В 1975 году девятиклассники средней школы № 36 Свердловска — Владимир Шахрин, Сергей Денисов и Андрей Халтурин — образовали группу «Пятна». В 10-м классе к ним присоединился новичок школы — Владимир Бегунов. Группа играла на танцах репертуар, состоявший преимущественно из песен «Creedence», «T. Rex» и «Rolling Stones». По окончании школы весь ансамбль поступил в Свердловский строительный техникум.
В 1983 году мечтавшие о собственной рок-группе 17-летние Вадим Кукушкин и Олег Решетников познакомились с уже окончившим техникум и отслужившим в армии Шахриным и уговорили его присоединиться к ним с целью создания группы. К этому времени Шахрин уже начал писать собственные песни: знакомство с творчеством «Аквариума» и Майка окончательно подтолкнуло его к исполнению рок-н-роллa по-русски. Начались репетиции и первые записи на два микрофона и бытовой магнитофон в выбитой Шахриным комнате в Доме культуры строителей им. Горького. После совместного посещения концерта Майка и Цоя к ещё несуществующей группе присоединился Бегунов.
В это время Владимир Шахрин был депутатом, а Владимир Бегунов милиционером. Их практически ежевечерний приход в Свердловский рок-клуб был обычно встречаем всеобщим смехом. Песня «ДДТ» «Милиционер в рок-клубе» — про Бегунова.
В 1984 году записан магнитоальбом «Верх-Исетский пруд», не включённый в официальную дискографию группы в связи с явным любительским качеством исполнения и записи. Группа в составе Шахрин-Бегунов-Решетников (Кукушкин тогда был призван в армию) несколько раз выступала в ДК МЖК, запись одного из концертов попала к журналисту, писателю и энтузиасту рок-н-ролла Андрею Матвееву, который был столь потрясён услышанным, что прозвал Шахрина уральским Бобом Диланом: «…парни, говорил я, а я тут слушал уральского Боба Дилана…» Матвеев пригласил Шахрина поучаствовать в сейшне в ДК завода им. Воровского 4 января 1985 года, посвящённом дню рождения Михаила Перова, гитариста группы «Трек». На этом мероприятии Шахрин познакомился с ведущими свердловскими рок-музыкантами.
Первые годы
Весной-летом 1985 года группа записала два акустических магнитоальбома, объединённых несколько позднее в один двойной магнитоальбом «Жизнь в розовом дыму».
Официальным Днём рождения группы считается 29 сентября 1985 года — день первого концерта под названием «Чай-Ф», состоявшегося в свердловском ДК МЖК.
В марте 1986 года в группу приходит Алексей Густов.
Бегунов: «Лёшка был мифической личностью, он записал какой-то успешный альбом С-34, который никто не слышал, но молва ходила, что он сотворил чудо, из воздуха создал звук». Решетников: «Интеллигент питерской закваски». … Лёша был ярким представителем генерации звукарей-самодельщиков, которые творили звук из воздуха, чинили всё — от пультов до кофемолок, добывали электричество трением… По исчезновении Кукушкина, который хоть что-то понимал в электричестве, появление Густова снимало массу технических проблем, не говоря уже о том, что группы без звукаря не бывает… — цит. по Л.Порохня, «Чайф-Story»
В июне 1986 года на первом фестивале Свердловского Рок-Клуба, где утверждается среди музыкантов и приходится по вкусу публике. Название «Чайф» становится известным в Свердловске, где попадает в список «запрещённых» групп и в статью «Ждём новых песен» в газете «Свердловский строитель». К группе присоединился басист Антон Нифантьев. «Чайф» приобрёл электрическое звучание. Осенью 1986 на репетиционной базе «Чайфа» живым звуком был записан второй магнитоальбом «Субботним вечером в Свердловске». В записи приняли участие Вячеслав Бутусов, Дмитрий Умецкий, Альберт Потапкин, Егор Белкин, Владимир Огоньков, Алина Нифантьева и другие известные свердловские рок-музыканты. Оригинальная запись этого действа была утеряна. Впоследствии группа пыталась найти хотя бы наиболее качественную копию для её реставрации и последующего издания. Альбом, отправленный по каналам музыкального самиздата в Москву, начинает приносить популярность и за пределами города.
В 1987 году на место ушедшего барабанщика Решетникова приглашается один из лучших барабанщиков Свердловска — Владимир Назимов. Группа во второй раз становится лауреатом свердловского рок-фестиваля, и начинает развивать деятельность по Союзу, для начала съездив на фестиваль в Ригу и завоевав там Приз Зрительских Симпатий, далее принимает участие в ежегодном рок-фестивале «Литуаника-88» и получает народное признание за свои сильные и душевные песни.
Осенью группа приступает к записи материала, которого хватило на два альбома — «Дерьмонтин» и «Дуля с маком».
Густов: «И как мы такую кучу наворотили за 3 недели — до сих пор не пойму!.. Наиграть наиграли, напеть напели — а как начали сводить, поднялся хай, всяк орёт: туда верти, сюда верти, их всех тише, меня громче!.. Мне это дело надоело, я всех, кроме Антона, выгнал и быстренько всё в кучу свёл… Самое смешное, что мне как звукорежу и через 25 лет за результат не стыдно. А если ещё учесть, на каком дерьме писалось!.. Два катушечника, шипящий пульт „Электроника“ и ревер пружинный „Tesla“, где всё время что-то как будто взрывалось. Такой вот подъездный „эббироад“… :)»
Помимо первой премии на конкурсе журнала «Аврора» эти альбомы принесли группе наиболее широкую известность. Начался активный гастрольный период.
В 1988 году на место ушедшего в «Наутилус Помпилиус» Назимова приходят сразу два участника: барабанщик Игорь Злобин и гитарист Павел Устюгов, игравшие ранее в хард-рок-группе. В связи с этим звучание «Чайфа» заметно потяжелело. В этом же году был записан третий, концертный магнитоальбом «Лучший город Европы».
В мае 1989 года из группы уходит звукорежиссёр Густов.
В 1989 году Злобина за барабанами заменяет армейский друг Шахрина — Валерий Северин, который играет с группой и по сей день. Осенью «Чайф» записывает альбом «Не беда». Через год группу покидает Павел Устюгов, в очередной раз составивший компанию Злобину в составе группы Александра Тропынина «Траппа».
1990-е
В 1990 году из группы уходит басист Антон Нифантьев. Его заменяет Владимир Привалов, а в качестве «сына полка» появляется старшеклассник Владимир Желтовских, играющий на альте.
В 1991 году выходит альбом «Четвёртый стул» — музыка к кинофильму по сценарию Тонино Гуэрры, который должен был сниматься на пермской киностудии, но так и не был снят.
В 1992 году возвращается Нифантьев. «Чайф» возглавляет фестиваль «Рок Чистой Воды», принимает участие в концерте памяти Цоя на Большой Спортивной Арене Лужников, а зимой записывает свой знаменитый альбом «Дети гор». Самым главным для группы событием этого года становится появление профессионального административно-директорского корпуса: в Екатеринбурге — Илья Спирин, в Москве — Дмитрий Гройсман.
Зарубежные гастроли. Италия. В 1991 году состоялись двусторонние гастроли ЧАЙФа и итальянской группы Rife. Сначала – Северный Урал, а потом – Северная Италия. Концерты на Северном Урале совпали с путчем 1991 года. Шесть концертов в разных городах прошли под лозунгом «Дружба – рок» и с настроением победителей: для итальянцев ЧАЙФ был представителем страны только что победившей демократии. Великобритания, Лондон. В 1997 ЧАЙФ играл в российском посольстве, в концертном зале «Астория» и в прямом эфире программе Севы Новгородцева “Севооборот” (BBC). Но главным событием для музыкантов стало посещение легендарной студии EMI на Эбби-роуд.США, Нью-Йорк.
17 сентября 1993 за один день записывается в виде шутки альбом «Оранжевое настроение». С той осени в жизни ЧАЙФа появляется прочная традиция, сохранившаяся до наших дней. Периодически группа выпускает акустические альбомы под таким названием, обозначив их как отдельный жанр - СD-сериал, оранжевый стал фирменным цветом группы, а оранжевое настроение – одной из главных характеристик музыки ЧАЙФа. В начале ХХI века поклонники группы организовали движение оранжевых касок, активистов которого можно видеть на каждом концерте ЧАЙФа.
В 1995 году начинается еще одна традиция ЧАЙФа – «Грачи прилетели». На весенний концерт ЧАЙФ традиционно приглашает группу, у которой еще не было большого концерта в Екатеринбурге. В разное время гостями группы были «Серьга» и «Ва-Банкъ», «Чиж и К» и Найк Борзов, «Сплин» и Tequillaджаззз, «Кирпичи» и «7Б». За годы существования «Грачи» превратились в традиционное массовое гуляние молодежи и были экспортированы и в другие города Урала.
Осень 1995. Десятилетие ЧАЙФ отметил всероссийским аншлаговым туром.
Зимой 1996 Владимир Шахрин и Владимир Бегунов вместе с программой «Взгляд» отправляются в Чечню, где в группе российских войск играют восемь импровизированных концертов, в том числе и на передовой. В этом же году - поездка к пограничникам в Таджикистан.
1996 год. Тур с группой Браво. Осень 1998 год. В период, когда финансовое положение страны перевернулось, ЧАЙФ и Tequillaджаззз решили не отменять тур по волжским городам объявив его антикризисным. 1999 год - тур с «Машиной времени», «Кварталом» и «Сплином».
В 1997 году впервые проходит концерт под названием «Зимняя Акустика». Зимний акустический концерт традиционно проходит в особенных декорациях и с особенной темой. В разное время «Зимняя Акустика» была превращена то в Багамские острова, то в парижское кабаре, посвящена то прощанию с ХХ, свингующим, веком, то встрече на Третьей планете.
Зимой 1999—2000 в студиях Екатеринбурга записываются песни для нового альбома группы — «Симпатии». Туда вошли кавер-версии песен Майка Науменко, Владимира Высоцкого, Бориса Гребенщикова и других.
2000-е
Лето 2000 года – тур на барже по восьми волжским городам Ярославль - Астрахань. Две недели живых концертов на открытом воздухе, где сценой была баржа, зрительным залом – вся набережная, а зрителями – всё население города.
В 2000 году «Чайф» собрал двадцать тысяч своих поклонников на своём пятнадцатилетии в СКК «Олимпийский», получил премию «Овация» и осуществил тур по Волге «Москва-Каспий-2000». Все концерты юбилейного года проходят под девизом, позаимствованным у дружеской телекомпании ВИД: “Все только начинается”. Выпущен двойной компакт-диск с live-версией концерта и одноименный dvd. В 2005 году ЧАЙФ снова отмечает свой на этот раз двадцатилетний юбилей аншлагом в «Олимпийском». На огромных экранах транслируются поздравления от друзей-музыкантов и актеров и сам концерт. Видеоверсию обоих юбилеев снимает и транслирует Первый канал.
В 2001 году выходит альбом «Время не ждёт». На песни «Не зови» и «Не доводи до предела» были сняты клипы.
В альбоме «48», вышедшем в 2003 году, музыканты пустились на эксперименты со звучанием — в записи альбома принимали участие около десятка приглашённых музыкантов, а также целая струнная группа.
ЧАЙФ принимал участие в Максидроме с 1995 по 2002 год, фестиваль присвоил группе звание «Ветеран Максидрома». ЧАЙФ – участник фестивалей Нашествие и Крылья, фестиваля «Окна открой» ДДТ в Питере и знаменитых концертов памяти Александра Башлачева и памяти Виктора Цоя в Лужниках, Рок против террора; концерта, посвященного двадцатипятилетию «Машины времени», концерта на Красной Площади, посвященного 850-летию Москвы. В мае 2001 года ЧАЙФ принимает участие в концерте, посвященном 75-ти летнему юбилею «Комсомольской Правды». Исторический момент: прямо на сцене Владимир Шахрин в импровизированных воротах мастерски отразил удар легендарного российского вратаря Рината Дасаева. В 2004 году ЧАЙФ принял участие в благотворительном музыкальном марафоне «Sosтрадание».
В 2004 году записывается, а в 2005 году (к 20-летию группы) выходит сборник «Изумрудные хиты», записанный совместно с ансамблем народных инструментов «Изумруд».
В 2006 году выходит долгожданный новый альбом под названием «От себя», в который вошли 13 замечательных песен, некоторые из которых («Ангел», «Белая птица», «За годом год») стали хитами. На песню «Белая птица» был снят клип.
В 2008 году выходит «Оранжевое настроение-V».
В 2009 году появляется второй по счёту сборник каверов под названием «Свой/Чужой». Выходит двухдисковый сборник лучших песен «Чайф. Новая коллекция. Лучшие песни». Выходит альбом «Чайф. 25 лет выдержки», где собраны песни из разных альбомов, которые «Чайф» исполнял на концертах тура «25 лет выдержки», в том числе, две новые — «Точка» и «День Рождения».
2010-е
В 2011 году выходит альбом «Зимняя Акустика. Снежные сны» — запись традиционного концерта «Зимняя Акустика» в Санкт-Петербурге.
27 мая 2013 года выходит новый альбом группы «Кино, вино и домино».
26 декабря 2013 стало известно о том, что в 2014 году группа приостановит концертную деятельность, для подготовки к 30-летнему юбилею в 2015-м году. Однако в виде исключения, в 2014 году группа даст четыре концерта: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и заключительный в Туле.
ЧайФ записывает альбом вместе со струнным оркестром. В основу пластинки легла программа «Теория струн», которую ЧайФ играл в начале прошлого года. Вместе с екатеринбургской четвёркой тогда выступал Оркестр Союза композиторов под руководством Александра Пантыкина. "Это программа, которую мы сделали в рамках нашего долгоиграющего «сериала» «Зимняя акустика», концерта, который мы играем уже около 18 лет. Это концерт, который обычно открывает новый год. Каждый раз мы придумываем что-то новое. В этом году мы подготовили программу с оркестром Союза композиторов, мы сыграли ее в Екатеринбурге, Москве и Петербурге. В итоге программа так понравилась зрителям и нам самим, что было решено ее увековечить в таком же живом варианте. Мы зайдем в студию, и абсолютным «лайвом», без накладок, запишем. Думаю, эта программа будет очень хорошо звучать и на виниле и на других носителях", — рассказывал Владимир Шахрин. В рамках записи «Зимней акустики» музыканты сделали и одну новую песню «Чей чай горячей», которую написал хороший друг команды Вадим Кукушкин, когда-то придумавший само слово «ЧайФ». В конце прошлой осени группа представила клип на эту песню.
Состав группы
- Владимир Шахрин — вокал, гитара, губная гармоника
- Владимир Бегунов — гитара, бэк-вокал
- Валерий Северин — ударные, бэк-вокал
- Вячеслав Двинин — бас-гитара, бэк-вокал
Технический персонал
- Дмитрий Гройсман — арт-продюсер
- Илья Спирин — директор
- Марина Залогина — пресс-менеджер
- Александр Косинов — стейдж-менеджер
- Кирилл Каратаев — звукорежиссёр
Бывшие участники группы
- Вадим (Вадик) Кукушкин (1983—1984) — панк-труба — инструмент, придуманный им самим, изготовленный из простой дыхательной трубки для подводного плавания, из которой он извлекал совершенно нелепые звуки. Покинул группу в связи с призывом в армию. По возвращении создал собственный проект «Кукушкин Оркестр», с которым выступил на III Фестивале Свердловского рок-клуба, записал пост-панковый альбом «Харакири», имевший несмотря на интересное звучание и хлёсткие, ироничные тексты лишь локальный успех. В конце 1990-х при участии Шахрина и Нейла Прокина создал музыкальный проект «Шалуны на луне». Владимир Шахрин спел для этого проекта песню «Зима была лютой», запись которой вошла в альбом «Чайфа» «Симпатии», а также исполнил песню «Нахреноза» в эфире программы «Соки-воды» на «Радио-101» 23 марта 1998 года. Также две песни на стихи Кукушкина вошли в альбом «Время не ждёт».
- Олег Решетников (1983—1987) — ударные, перкуссия, ксилофон. В конце марта 1987-го понимая, что дальнейшее занятие рок-музыкой в целом и барабанами в частности ему неинтересно, и не желая сдерживать профессиональный рост группы, оставил набиравший популярность «Чайф».
- Антон Нифантьев (1986—1990 и 1992—1995) — бас-гитара, «Инсаров»
- Владимир «Зяма» Назимов (1987) — ударные, «Бумеранг», «Урфин Джюс», «Группа Егора Белкина», ушёл в «Наутилус Помпилиус», позднее «Апрельский марш». Впервые выступил вместе с «Чайфом» на I Фестивале Свердловского рок-клуба 20 июня 1986 года как приглашённый музыкант, в этом же качестве заменил опоздавшего Решетникова на первом из четырёх концертов в Казани 10-11 января 1987-го. После ухода Решетникова принимает приглашение занять место за барабанами и становится официальным участником группы. В начале осени уходит в более перспективный «Наутилус», предварительно подготовив себе замену — Игоря Злобина.
- Игорь Злобин (1987—1989) — ударные, «Метро», «Тайм-аут», экс-«Апрельский марш», сын директора музыкальной фирмы «Урал»
- Павел Устюгов (1988—1990) — гитара, экс-«Тайм-аут»
- Владимир Желтовских (1990—1991) — альт
- Владимир Привалов (1990—1992) — бас-гитара
Сессионные музыканты, участвовавшие в записях и концертах
- Михаил Перов (гитара) — музыкант групп «Сонанс» (1977—1980) и «Трек» (1980—1984 и 1988). Участвовал в записи альбома «Волна простоты», в то же время работал в филармонии. Выступил совместно с Владимиром Шахриным на закрытии I Фестиваля Свердловского рок-клуба 22 июня 1986 года. В дальнейшем участник свердловской супергруппы «Кабинет» (1987—1988).
- Игорь (Егор) Белкин (гитара) — «Р-клуб», «Урфин Джюс», «Группа Егора Белкина», «Наутилус Помпилиус», «Настя»
- Дмитрий Умецкий (бас-гитара, бэк-вокал) — «Наутилус Помпилиус»
- Вячеслав Бутусов (бэк-вокал) — «Наутилус Помпилиус», «Ю-Питер»
- Альберт (Алик) Потапкин (барабаны) — «Флаг», «Наутилус Помпилиус», «Аквариум», «Настя»
- Виталий «Киса» Владимиров (тромбон) — «Солярис», «Гамма-джаз», «Mobi-J»
- Рушан Аюпов (баян, клавишные) — «Бригада С», «Неприкасаемые», Александр Ф. Скляр. Участвовал в записи альбомов «Дети гор» и «Пусть всё будет так, как ты захочешь».
- Ансамбль «Изумруд» — выступал с группой на некоторых концертах и принял участие в записи сборника «Изумрудные хиты».