Биография Александра Башлачёва
Башлачёв Александр Николаевич (27 мая 1960, Череповец — 17 февраля 1988, Ленинград) — русский поэт, автор и исполнитель песен.
Ярчайший представитель русского рока.
Поэт и автоp песен Александp Башлачёв был, вне всяких сомнений, одним из наиболее значительных явлений, когда-либо появлявшихся на отечественном музыкально-поэтическом небосклоне. Его многослойные, полные неожиданных ассоциаций и отдалённых аллюзий, паpадоксального юмоpа и виpтуозной игpы словами, смелых pифм и сложных pазмеpов стихи-песни, в котоpых аpхаика и совpеменность, былинные сюжеты и pеалии pок-бытия, высокая тpагедия и откpовенное скомоpошество сосуществовали на pавных, пpинадлежат к лучшим стpаницам отечественной поэзии.
Александр Башлачёв родился в Череповце 27 мая 1960 года.
В 1967-1977 закончил в Череповце среднюю школу.
В 1977—1978 работал художником на Череповецком металлургическом комбинате.
В 1978—1983 учился в УрГУ на факультете журналистики. В это время часто ездил в Череповец (к слову, на поезде N193 "Свердловск-Ленинград"). Пишет малозначащие тексты для Череповецкой группы "Рок-Сентябрь". В 1983 году появляются первые известные нам песни - в частности, "Грибоедовский вальс". 1983 г. - после университета вернулся в Череповец, где год проработал в газете с поэтическим названием "Коммунист".
В сентябре 1984 года в Череповце на квартире Леонида Парфёнова познакомился с Артемием Троицким, по приглашению которого отыграл серию квартирников в Москве и Ленинграде.
Осенью 1984 уехал из Череповца сначала в Москву, затем в Ленинград.
В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в 6 аудитории Ленинградского ветеринарного института (Московский пр. д. 99). Этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба, поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля». Запись этого концерта была издана под названием «Кочегарка».
1984-1986 г. - играл бесчисленные квартирные концерты в Москве, Питере, Новосибирске и прочих городах отечества, не участвуя в мероприятиях типа "рок-фестивали".
В 1985 г. он записал свой первый альбом, запись организовал Сергей Фирсов в домашней студии Алексея Вишни, позже эта запись выходила под названием «Третья Столица». С этого момента Фирсов считает себя директором Башлачёва.
1986 г., январь - необычайно активный концертный месяц, в течении которого были произведены две записи, впоследствии рассматриваемые издателями как студийные - запись на домашней студии А.Агеева и запись концерта в Театре на Таганке.
Окончательно поселился в Ленинграде, там он вступил в Рок-клуб. С помощью того же Фирсова с марта 1986 года официально трудоустроен в котельной «Камчатка».
1986 г., апрель - запись на домашней студии А.Липницкого на Николиной горе альбома "Вечный Пост". Оригинал был затерт Башлачевым в октябре того же года. В мае в Череповце написана последняя (из сохранившихся) песня -- "Вишня".
1987, весна — редкие квартирные концерты и съёмки в документальном фильме Алексея Учителя «Рок». В процессе съёмок от участия в них отказался. Позже, когда Башлачёв умер, его похороны снимала группа Алексея Учителя и включила в одну из версий фильма кадры этого события.
Июнь 1987 — выступление на пятом Ленинградском рок-фестивале в ЛДМ, выступление на рок-фестивале в Черноголовке.
Сентябрь 1987 — съёмки в фильме «Барды покидают дворы» (Киев), от участия в которых в процессе работы отказался.
1988 г. - серия концертов в Москве.
29 января 1988 года на квартире Марины Тимашевой состоялся последний, сохранившийся в записи, концерт Башлачёва.
Скончался 17 февраля 1988 года, выпав из окна восьмого этажа дома 23 по проспекту Кузнецова в Ленинграде. Наиболее вероятная версия смерти — самоубийство, однако истинные причины падения точно не установлены. Похоронен в Ленинграде на Ковалёвском кладбище.
Сын Егор Башлачёв родился уже после гибели Александра.
За коpоткий пpомежуток вpемени Башлачёв создал более шестидесяти песен, пpинадлежащих к его золотому запасу. Хотя на фоpмиpование его стиля и поэтического языка, без сомнений, повлияла песенная поэзия Высоцкого и Галича, песни Гpебенщикова и Науменко, поэтические экспеpименты начала века и дpевнеpусская эпическая поэзия, Башлачёв создал свой собственный художественный миp. Его влияние заметно во многих песнях Константина Кинчева (АЛИСА), Виктора Цоя (КИНО), Дмитрия Ревякина (КАЛИНОВ МОСТ), Святослава Задеpия (НАТЕ!) и многих дpугих. В ноябpе 1988 на арене Двоpца Споpта в Лужниках состоялся гpандиозный концеpт его памяти, участие в котоpом пpиняли пpактически все звёзды отечественного pока - пожалуй, в последний pаз вместе. Московский кpитик Илья Смиpнов, один из оpганизатоpов этого концеpта, очень точно опpеделил этот пеpиод pомантического единства на отечественной рок-сцене башлачёвским выpажением Вpемя колокольчиков.
В 1990 писатель Александр Житинский выпустил в питеpском издательстве Лира первое (и ещё долго остававшееся единственным) собpание песен и стихов Башлачёва Посошок. Помимо того, его позия, а также воспоминания о поэте его друзей, знакомых и университетских соучеников, печатались в различных газетах и журналах. Лишь в 1997 в Москве свет увидело полное собрание сочинений Башлачёва.
Начиная с 1989, когда московский звукорежиссёр и коллекционер Александр Агеев выпустил на Мелодии под названием Вpемя колокольчиков фрагмент сделанной им в начале 1986 трёхчасовой записи башлачёвского выступления, вышло более двух десятков пластинок, кассет и компакт-дисков с песнями Александра Башлачёва (в-основном, это концертные записи далеко не всегда адекватного качества). Наибольший интерес среди них представляют Тpетья столица, в 1995 изданная питерской компанией Manchester, и Концеpт на Таганке, выпущенный на трёх пластинках и двух компакт дисках московской фирмой FeeLee в 1992.
17 февpаля 1998 во ДК им. Гоpького состоялся концерт памяти Башлачёва, приуроченный к десятилетию со дня его гибели. В нём участвовали многие из его друзей, бывшие коллеги по Камчатке и молодые группы, отдававшие тем самым дань уважения поэту - на сцену один за другим выходили Юрий Шевчук, Леонид Фёдоров, МАШНИНБЭНД, Сергей Рыженко, Умка, Святослав Задеpий, Олег Гаpкуша, Дюша Романов, Алексей Рыбин и многие другие.
Памяти А. Башлачёва посвящены песни:
«Солнце за нас», «Шабаш», «Крик» — Константин Кинчев (группа "АлисА").
«Дороги» — Юрий Шевчук (группа «ДДТ») (упоминается в фильме «Время ДДТ»).
"Поплачь о нём" из альбома "Не беда" группы Чайф.
«Пусть сегодня никто не умрёт» — группа «Разные люди».
«Прощание» — Сергей Калугин (группа «Оргия Праведников»).
«Памяти Александра Башлачёва» — Александр Щербина.
«Патроны» — Николай Макеев (группа «М4»).
«Казак» — Дмитрий Ревякин (группа "Калинов мост").
альбом «Парашют Александра Башлачёва» Ермена Анти (Адаптация).
Александр Васильев ("Сплин") на концерте 19.02.2011 в Москве признался, что песню "Летела жизнь" посвятил Башлачёву.
«Крик» — Константин Кинчев (группа «АлисА»)
Альбом «Стыд и срам», песня «Про чертиков» — Яна Дягилева (группа «Янка»)
«Разорались вороны» — группа «Химера»
«Памяти А. Башлачева» — группа «Записки Неизвестного»
"Отпусти мне грехи, я не помню молитв.
Но если хочешь - стихами грехи замолю,
Но объясни - я люблю оттого, что болит,
Или это болит оттого, что люблю?"
(Александр Башлачёв, песня "Посошок")
"Как ветра осенние уносят моё семя.
Листья воскресения да с весточки - весны.
Я хочу дожить, хочу увидеть время,
Когда эти песни станут не нужны."
(Александр Башлачёв, песня "Как ветра осенние...")
"На фронтах мировой поэзии
Люди честные - все святы.
Я не знал, где искать Россию,
А Россия есть "Росс" и ты."
(Александр Башлачёв, песня "В чистом поле")
"Но всё-таки просто визжали они,
Когда рядом с ритмами светской эстрады
Я сам, наконец, взял гитару в клешни...
Я пел это в тёмном холодном бараке
И он превращался в обычный дворец."
(Александр Башлачёв, песня "Верка, Надька и Любка")
"И пусть разбит батюшка Царь-колокол,
Мы пришли с чёрными гитарами.
Ведь биг-бит, блюз и рок-н-ролл
Околдовали нас первыми ударами.
И в груди искры электричества.
Шапки в снег - и рваните звонче.
Рок-н-ролл - славное язычество.
Я люблю время колокольчиков."
(Александр Башлачёв, песня "Время колокольчиков")
"Нет времени, чтобы себя обмануть,
И нет ничего, чтобы просто уснуть,
И нет никого, кто способен нажать на курок.
Моя голова - перекрёсток железных дорог.
Здесь целое небо, но нечем дышать.
Здесь тесно, но я не пытаюсь бежать.
Я прочно запутался в сетке ошибочных строк.
Моя голова - перекрёсток железных дорог."
(Александр Башлачёв, песня "Поезд №193")
"Строгим ладом, тише, тише
Мы переберём все струны да по зёрнышку
Перегудом, перебором.
Да я за разговорами не разберусь, где Русь, где грусть.
Нас забудут - да не скоро,
А когда забудут, я опять вернусь."
(Александр Башлачёв, песня "Сядем рядом...")