Рок - исполнители

ГлавнаяТелевизорТелевизор → История группы Телевизор

История группы Телевизор

«Телевизор» — советская и российская рок-группа. Основана в Ленинграде в 1984 году.

televizor groupОснователем, автором текстов, музыки и идейным вдохновителем группы является Михаил Борзыкин.

«Телевизор» — одна из самых неоднозначных и неординарных групп постсоветского пространства, сочетающая в себе тяжёлую электронную музыку, по стилистике сравниваемую с «Depeche Mode», и пропитанные мрачным противостоянием всему миру тексты.

"Телевизор" можно считать одним из родоначальников русской неоромантики и электронного фанка. Результатом многолетних творческих поисков группы стали оригинальное звучание и отличающиеся яркой индивидуальностью тексты.

Группа "Телевизор" образовалась в марте 1984 года из осколков студенческих рок-групп "Икар" и "Озеро". В мае 1984 после вступления в ленинградский рок-клуб "Телевизор" успешно выступил на втором городском рок-фестивале, войдя в семерку лауреатов. С тех пор группа принимала участие во всех последующих городских рок-фестивалях с неизменным успехом.

В 1986 году после исполнения на четвертом фестивале незалитованных песен Мы идем и Выйти из-под контроля "Телевизор" стал запрещенной (на полгода) группой.

В 1987 году после выхода альбома Отечество иллюзий "Телевизор" входит в пятерку самых известных групп в СССР и на пятом фестивале занимает второе место, обогнав и Алису, и Аквариум, и Кино. С 1987 по 1990 группа успешно гастролирует по всей территории СССР и в Европе, принимая участие в многочисленных рок-фестивалях, клубных и стадионных сольных концертах.

В 1988 году группой записан альбом "Отчуждение", который так и не вышел в свет из-за неудачного менеджмента.

В 1990 году "Телевизор" создает в Ленинграде звукозаписывающую студию, в которой рождается следующий альбом группы - Мечта самоубийцы.

В 1993 году выходит альбом Дым-туман и группа снова успешно гастролирует.

1996 год ознаменовался для "Телевизора" альбомом "Двое", а к концу 1999 года был записан альбом "7б".

За 16 лет своего существования состав "Телевизора" менялся пять раз. В разные годы в него входили:

Игорь Копылов - бас-гитара
Саша Беляев - гитара. Оба впоследствии участники Наутилуса.
Игорь Бабанов - клавишные.
Игорь Фёдоров - барабанщик, играет в группе Чиж и Ко.
Костя Шумайлов - клавиши, играет в ДДТ.
Алексей Рацен - барабанщик, экс-Аквариум, ныне снова в составе "Телевизора" в качестве электронного перкуссиониста.

Единственным неизменным участником "Телевизора" все эти годы был Михаил Борзыкин - лидер группы, автор текстов, музыки и аранжировок.

Группа "Телевизор" образовалась в 1984 году на обломках арт-роковой группы "Озеро" и дебютировала сразу на 2 фестивале 1984 года, войдя в число лауреатов, причем лидер группы, студент английского отделения филфака Университета Михаил Борзыкин был отдельно отмечен как автор лучших текстов.

Столь же успешно выступил "Телевизор" на 3 фестивале на следующий год, опять став лауреатом.

Сначала "Телевизор" исполнял оригинальные и самобытные песни в эстетике новой волны, однако не лишенные лирических и романтических интонаций. Все это было несколько "аквариумоподобно" и вызвало иронию у многих зрителей. Впрочем, критик из "Рокси", главного и единственного ленинградского рок-журнала тех лет отнесся к группе благосклонно: "Телевизор" мне кажется одним из самых перспективных ансамблей Ленинграда, У них своеобразный стиль, надежный басист Копылов, интересный гитарист Беляев с запоминающейся манерой игры. Тексты Борзыкина отличаются и от текстов других групп и от его собственных годовой давности. Он избавился от некоторого морализаторства ( "Мания величия", "До мажор").

Сейчас в его песнях редко встретишь героя, с какими-то однозначными взглядами и отношениями. Там скорее ситуации, которые так или иначе осмысляются. Чем-то мне это напоминает мне это напоминает Костю Кинчева: "Огнетушитель", "Соковыжиматель"? И на сцене они выглядели хорошо. Тем не менее есть ряд причин, мешающих "Телевизору" достичь ранга звезд первой величины. Например, в прошлом году "Телевизор" выступал три раза, в этом - пока два. Создается впечатление, что смысл существования группы сводится к получению звания лауреатов на очередном фестивале. Другие причины - отсутствие студийной фонограммы, которая позволила бы слушателям лучше понять концепцию группы и наличие концертных записей жуткого качества. На этих записях все живое впечатление от "Телевизора" портится.

Кроме того, Борзыкин, как и Цой, судя по всему, человек настроения. Если он заряжен - концерт получается блестящим, все стонут от восторга, если же он не в настроении - все идет вяло, как было на лауреатских концертах в прошлом году, да и в этом тоже. Да и то, что он даже не пытался петь, пользоваться голосом, тоже вряд ли можно записать в актив."

К 1986 году и следующему фестивалю лидер группы Борзыкин занял активную жизненную позицию и в репертуаре группы появились созвучные эпохе перестройки остропублицистические композиции - "Выйти", "Мы идем" и др. Вот как описывает выступление группы на 4 фестивале 1986 года член жюри Александр Житинский в Записках рок-дилетанта: "Настал черед групп, вызвавших наибольшие споры. Прием им был оказан отменный , зал "стоял на ушах", но в лауреатстве всем было отказано. Я говорю о "Телевизоре", "Выставке" и "Присутствии". Несмотря на непохожесть музыки их роднит между собою пафос ниспровержения. Чего? Да всего. Что попадется под руку, - машин и конвейеров, "компетентных лиц", рок-дилетантов (кстати), старых кумиров и вообще всех, кто их не понимает. Выступление "Телевизора" внешне было очень впечатляющим: Михаил Борзыкин в красном пиджаке властвовал на сцене, заполненной манекенообразными актерами пантомимы. Если быть честным, в плакатном выступлении этих групп мне не хватало оттенков, нюансов. И чувства юмора, кстати, которое является прекрасным индикатором человечности."

Не разделяя обличительный пафос и безусловное подчинение музыки тексту группу покидают сначала гитарист Игорь Петров, а потом и басист Гога Копылов.

В марте 1986 года "Телевизор" играет в Казани на неделе "Музыка и молодежь".

В 1987 году "Телевизор" выступает с еще более острой программой на 5 фестивале. Их выступление сопровождалось дополнительным скандалом - Борзыкин исполнил незалитованные, то есть не разрешенные к публичному исполнению тексты. Несмотря на формальный скандал этот инцидент фактически ликвидировал институт литовки, поскольку стало понятно, что несмотря на запреты каждый может выйдя на сцену, спеть что пожелает, а разбираться с ним будут уже потом. Выступление группы было отмечено спецпризом жюри "за художественную цельность". Также жюри назвало песню "Дети уходят" лучшей композицией и отдельно отметило работу звукооператора Сергея Еремина. В качестве иллюстрации еще одна цитата из книги А. Житинского "Записки рок-дилетанта" об этом выступлении: "Михаил Борзыкин и "Телевизор" верны своему жанру "политического плаката", Делают они его уверенно и классно. Претензий у меня к ним нет, они заслуженно получили приз "за художественную цельность программы", Музыки по-прежнему маловато, разве что в песне "Отечество Иллюзий". Публицистическая острота Борзыкина направлена против "отцов", в том числе против меня, я прекрасно это осознаю, и все же с упорством, достойным лучшего применения, я буду настаивать не на разъединении, а на объединении. И, когда Борзыкин поет сильную песню "Твой Папа - Фашист", я почему-то вспоминаю Павлика Морозова, пионерского героя моего детства, которому велено было подражать, когда я был маленьким. Лишь много позже я понял, что отношения между сыном и отцом должны прежде всего строиться на любви, а не на разности политических платформ и ненависти? Это вовсе не к тому, что сын должен повторять ошибки отца. И даже песня "Дети уходят" , где Борзыкин предстает несколько в ином качестве, более лирическом , что ли, не очень радует меня своим выводом:?Только прошлое в ваших рукахНу, а завтрашний день вам у них не отнять. Лица, их чистые светлые лица Не узнают печали, вашей нелепой печали. Из города прочь, к новой отчизне, чтоб сначала, начать все сначала? Мне хотелось бы, чтобы и эти дети тоже узнали печаль, ибо без нее человек жесток. И если эти ушедшие дети разрушат все и начнут строить сначала, то они добьются только того, что их дети сделают то же самое?"

В том же 1987 году "Телевизор" с успехом выступает на крупном фестивале в Подольске, а также записывает второй альбом "Отечество иллюзий", где все остросоциальные хиты и содержатся. То и другое делает группу достаточно известной в стране. В апреле того же года группа вноьв играет в Казани на неделе "Музыка и молодежь", в июле - на 1 фестивале рижского рок-клуба, в ноябре - на 3 фестивале молодежи "Рок-87" в Горьком. 6 Фестиваль ленинградского рок-клуба 1988 года опять сопровождается скандалом, связанным с именем Борзыкина. Михаил возглавил демонстрацию, требовавшую разрешения на проведение фестиваля. Впрочем, эта акция была скорее отголоском прошлых бунтов. Группа выступила на фестивале с новой программой, где музыкальный аскетизм сменился гармоническим и мелодическим разнообразием, плакатность текстов уступила место более философско-рассудительным интонациям. С новой программой группа выступает на "Рок-форуме" в Вильнюсе, в Москве, а летних фестивалей в Польше и Италии начинается двухлетняя эпопея зарубежной гастрольной активности "Телвизора". Группа играет в Германии, Дании, Голландии, Бельгии, Франции, Италии, Люксембурге. Вместе с потерей интереса к советской перестройке и социальным советским рок-группам останавливается и гастрольная жизнь "Телевизора". Музыканты привозят из Европы собственную студию, на которой сначала записывают собственные альбомы. Конфликт из-за использования студийного оборудования приводит к распаду группы зимой 1990-1991 года. Ставшая причиной раздора студия остается у музыкантов "телевизора" и получает известность, как "студия на Фонтанке", где писались Гребенщиков, Наутилус Помпилиус, "Колибри", многие другие, а также озвучивалась "Санта-Барбара". Михаил Борзыкин записал с тех пор ряд сольных альбомов с помощью клавишника Константина Шумайлова, одновременно работая на одной из петербургских радиостанций.

Новая версия Телевизора появилась только весной 1992 и дебютировала в мае на очередном волжском круизе “Рока Чистой Воды”.

В нее вошли:

клавишник Константин “Кот” Шумайлов (20.09.67 в Одессе) из группы Кошкин Дом,
барабанщик Игорь Федоров (8.09.69 в Ленинграде), незадолго до этого пришедший в НЭП,
и экс-гитарист группы Санкт-Петербург Сергей Богданов, который сменил принимавшего участие в первых репетициях Евгения “Леву” Левина (НЭП). Записываются альбомы Дым-туман в 1992 году и Живой в 1994, снимается клип на песню Кожа апельсинья.

Отдельно стоит отметить регулярные выступления на проводимых Колей Васиным днях рождения Джона Леннона, на которых Телевизор исполнял оригинальные версии песен Beatles; некоторые из них входят и в программу "обычных" концертов группы.

Эту инкарнацию группы, однако, ждала прежняя судьба: сначала ее покинул Богданов (ныне режиссер на Новгородском телевидении), а затем и Федоров, который впоследствии играл стандарты рок-н-ролла с Владимиром Козловым, после чего вернулся в НЭП, откуда был рекрутирован в группу Чиж & Ко.

Борзыкин и Шумайлов продолжают выступать вдвоем (московский фестиваль “Индюки” в апреле 1994, отдельные выступления по стране). Старые песни группы переделаны в новом звучании и исполняются на концертах вместе с новыми. В 1995 ГОДА записывается альбом Двое. В качестве дуэта группа существовала вплоть до ухода Шумайлова в ДДТ.

Хотя во второй половине 90-х Телевизор время от времени давал концерты, в целом, активность группы была близка к точке замерзания – Шумайлов интенсивно работал в ДДТ, а Борзыкин записывал новый материал (седьмой студийный альбом группы, не без иронии названный “7Б”, был завершен в январе 2000) практически соло.

9 октября 1999 в клубе “Спартак” на традиционном питерском праздновании дня рождения Джона Леннона Борзыкин представил новую версию Телевизора. В нее вошли клавишник групп Битли и Спокойной Ночи Игорь Кононов и два барабанщика: ветеран Алексей Рацен (электронная перкуссия) и новобранец Сергей Русанов (2.10.64 в Ленинграде), уже известный по группам Улицы, Happy Birthday, Стиль, Петля Нестерова. Правда, в феврале 2000, буквально после первых же концертов, Кононов решил вернуться к своим бесчисленным соло-проектам и покинул Телевизор. Его место пустовало менее полугода – в том же июне в Телевизор был снова приглашен Константин Шумайлов. Кроме того, в этот период Борзыкин несколько раз выступал дуэтом с гитаристом, поэтом и певцом Кириллом Комаровым (экс-Присутствие).

С осени 2000 группа регулярно выступала в клубах “Зоопарк”, “Молоко” и т.п. В декабре того же года фирма “Караван” переиздала на кассетах первые четыре альбома группы, а в мае она же переиздала почти всю дискографию группы на компакт-дисках. В 2001 году Борзыкин начал работу над новым альбомом.

Вскоре Шумайлов уходит в «ДДТ», Борзыкин практически не выступает, осваивая компьютерные технологии и в одиночку записывая 7-й студийный альбом «Телевизора» подрабочим названием «7Б», переименованный позднее в «Путь к успеху». Постепенно Борзыкин собирает новую версию «Телевизора», в которую вошли барабанщик Сергей Русанов и гитарист Сергей Сивицкий.

В 2004 году группа выпускает альбом «МегаМизантроп», а спустя год всё-таки выходит в свет заново перезаписанный третий альбом «Телевизора» «Отчуждение» (под названием «Отчуждение-2005». Оригинальный вариант альбома неизвестным образом просочился в Сеть, предположительно руками пиратов).

Начиная с 2007 года «Телевизор» начинает активно принимать участие в Маршах Несогласных и ряде других акций, организованных оппозиционной организацией «Другая Россия». На одном из них Борзыкин исполнил новую песню под названием «Заколотите подвал», в которой критиковались современные российские реалии и стиль правления Владимира Путина. Этот шаг с одной стороны смог отчасти вернуть интерес к группе, о которой к тому моменту помнили лишь ценители русского рока, а заодно вернуться к остросоциальной тематике времён «Отечества иллюзий», но с другой стороны были отменены наметившиеся было теле- и радиоэфиры.

Так в 2008 году коллектив был приглашён в программу 100-процентный звук на канале 100ТВ. Но выступление не состоялось. На этот счёт существуют две точки зрения:

100ТВ, апрель 2008:
Мы никогда никому не отказывали по политическим соображениям, в нашей передаче выступали группы, участников которых трудно заподозрить в лояльности к власти. Но в случае с «Телевизором» нет никакой политической подоплеки. В текстах песен, которые мы попросили прислать (это обычная практика нашей программы), содержалась ненормативная лексика. Группе было предложено исключить эти композиции, но Борзыкин отказался от выступления[— ведущий программы «100-процентный звук» Александр Малич

Группа «Телевизор», апрель 2008:
Откровенное вранье! Никаких разговоров про ненормативную лексику не было. Для меня совершенно очевидно, что решение телеканала связано прежде всего с моим участием в «Маршах несогласных» и постоянной критикой действий нынешней власти— лидер группы Михаил Борзыкин.

По утверждению Михаила Борзыкина, в настоящее время его группе перекрыт доступ в эфир российских телеканалов, так как в одной из их песен присутствует слово «кремлядь».

25 апреля 2009 года «Телевизор» отметил своё 25-летие большим сольным концертом в Санкт-Петербурге, в котором приняли участие также и музыканты из прежних его составов: Александр Беляев (гитарист из первого состава), Алексей Рацен (барабанщик из второго состава) и Константин «Кот» Шумайлов (клавишник из третьего состава, игравший также с Михаилом Борзыкиным дуэтом в середине 1990-х годов). В тот же день в продажу в Санкт-Петербурге и в Москве поступил новый студийный альбом под названием «Дежавю» — первый за последние четыре года.

10 октября 2009 года Михаил Борзыкин принял участие в митинге против строительства небоскрёба «Газпром-нефти» «Охта-центр», где исполнил свою песню «Газпромбайтер».

17 апреля 2010 года в клубе Орландина состоялась презентация первого в истории группы DVD с записью юбилейного концерта годичной давности. На мероприятии продавался контрольный тираж «концертника» с номерными экземплярами. В свободной продаже двухдисковое издание появилось с 26 апреля.

6 апреля 2014 года группа отметила 30-летний юбилей в петербургском клубе «Космонавт». В концерте приняли участие бывшие члены коллектива: Александр Беляев (гитара), Гога Копылов (бас), Константин Шумайлов (клавиши), а также Григорий Волобуев (перкуссия).

В 2014 году бывший продюсер «Телевизора» Александр Шульгин предоставил издательству «Геометрия» оригинальную фонограмму альбома «Отчуждение». 20 ноября в московском клубе «Б2» состоялась презентация альбома, вышедшего в свет спустя 25 лет после записи. Через год впервые на CD издаётся концертный альбом «Концерт в Амстердаме», записанный в 1988 году.

14 мая 2015 года на концерте в Киеве исполнила песню «Ты прости нас, Украина».

televizorСостав группы

  • Михаил Борзыкин (на фото выше) — вокал, клавишные, компьютерная обработка и аранжировка (c 1984 г.)
  • Сергей Сивицкий — гитара (c 2002 г.)
  • Сергей Русанов — ударные (c 1999 г.)

Бывшие участники

  • Александр Беляев — гитара (1984—1989)
  • Игорь «Пэт» Петров — гитара (1984—1985)
  • Игорь «Гога» Копылов — бас-гитара (1984—1985)
  • Вячеслав «Ара» Архипов — ударные (1984—1985)
  • Игорь Бабанов — клавишные (1985—1991)
  • Алексей Рацен — ударные (1985—1991), электронная перкуссия (1999—2002)
  • Максим Кузнецов — гитара (1989—1991)
  • Сергей Богданов — гитара (1992—1993)
  • Игорь Фёдоров — ударные (1992—1993)
  • Константин «Кот» Шумайлов — клавишные (1992—1996, 2000—2002)
  • † Игорь Кононов — клавишные (1999—2000)
Интересная статья? Поделись ей с другими, нажми на кнопку!

Наша группа в ВКонтакте!

Мы в социальных сетях

vk ok twitter

facebook   youtube   rss

Клуб "Ящик"

Наши партнёры

Navigator Records - звуко-записывающая компания

navigator_records


 

Компания GA Butterfly Concept

ga


 

MAD BIRD PRODUCTION

madbirdie


 

RockAnons.ru - музыкальный информационный портал

rockanons.ru


 

ConcertGuide.ru - твой путеводитель по концертам

concertguide

Счётчики портала

Яндекс цитирования Счетчик PR-CY.Rank Рейтинг@Mail.ru