История группы Сектор Газа
«Сектор газа» — культовая российская рок-группа, основанная 5 декабря 1987 года в Воронеже.
Название и псевдоним
Название группы произошло от индустриального Левобережного района Воронежа, названного в народе в шутку «сектором газа» из-за обилия дымящих заводов. В этом районе находился воронежский рок-клуб.
« …Ну, это чисто такое местное название в Воронеже, где был рок-клуб, к которому мы принадлежали. Он находился в очень задымлённом районе, и я его так прозвал — «Сектор газа», и мы в этом клубе постоянно играли, а так как я жил там неподалёку в этом районе, группу я назвал так же — «Сектор Газа». Чисто местное название, я ведь не думал тогда, что мы так раскрутимся, я думал, что мы поиграемся и на этом всё закончится, как и многие коллективы, тогда первые в 85—87 году, когда открылись рок-клубы, вы помните, было очень много команд довольно-таки интересных… - Юрий (Хой) Клинских »
Псевдоним Юра Хой (или просто Хой) появился совершенно случайно. Выступая на сцене рок-клуба или находясь там, в качестве зрителя, Юрий часто произносил известный среди панков клич. Позднее, когда городская популярность «Сектора Газа» набрала обороты, в квартиру Юрия часто стали названивать незнакомые люди, которые спрашивали Хоя.
Начало творчества и становление группы
Во второй половине 80-х Юрий знакомится с Александром Кочергой, более известным под псевдонимом Ухват, который с единомышленниками организовал в Воронеже рок-клуб на манер ленинградского. Поначалу Клинских занимается здесь решением организационных вопросов, будучи сотрудником ГАИ, но потом по совету Ухвата, которого поразило неплохое исполнение Юрой цоевских и своих песен, решает создать собственный музыкальный проект. С весны пробует себя в написании песен, а ближе к зиме формируется репертуар будущего «Сектор Газа».
« …Был первый воронежский рок-фестиваль. Участвовало очень много воронежских рок-групп. Я их всех прослушал и понял, что чего-то в нашем роке не хватает: злости, драйва, ритма, прикола. В принципе, это было, но не так, как хотел я. Решив исправить этот недостаток, я начал сочинять сам. Было это ранней весной 1987 года.
Юрий Клинских»
Первое время «Сектор Газа» состоял фактически из одного Клинских, выступавшего сольно с гитарой и единожды с бас-гитаристом другой группы Михаилом Финком. Первый постоянный состав сформировался не 27 декабря 1989 года, как указывают многие источники, а в июне 1988 года, когда к Юрию Клинских примыкают барабанщик Олег Крючков и бас-гитарист Семён Титиевский. В качестве гитариста к коллективу также присоединяется некий Макс, который отыгрывает 5—7 концертов, а затем пропадает и на его место приходит Сергей Тупикин. Группа выступает в местном рок-клубе и быстро становится его звездой.
С 1988-го по 1990 год «Сектор Газа» выступает на одной сцене с приезжавшими в Воронеж командами, такими как «Постоянство памяти», «Звуки Му», «Гражданская оборона», «Дети» и др.
В апреле 1989 года группа получает приглашение выступить на третьем фестивале рок-клуба в Череповце. Выступление состоялось в ДК «Строитель» на второй день фестиваля и прошло вполне удачно. В результате у коллектива появились первые поклонники за пределами родного города.
Годом ранее перестала существовать воронежская рок-группа «Фаэтон», на репетиционной базе которой осталось кое-какое оборудование для звукозаписи. Таким образом, экс-участник группы Андрей Дельцов, который был в ней гитаристом и отвечал за звук, оказался в роли звукорежиссёра и львиная доля местных рокеров стала писаться у него. Летом 1989 года «Сектор» записывает в его студии при ДК «им. 50-летия Октября» магнитоальбомы «Плуги-вуги» и «Колхозный панк». В разгар записи Сергея Тупикина на гитаре сменяет Игорь Кущев. Впрочем, из-за низкого качества записи данные альбомы так и не получили широкого распространения.
Позже для исполнения женских вокальных партий к написанным песням Юрий Клинских искал вокалистку, поэтому по рекомендации Игоря Кущева была приглашена Татьяна Фатеева. Весной 1990 года «Сектор Газа» записывает в профессиональной воронежской студии «Black Box», уже небезызвестного Андрея Дельцова, альбомы «Зловещие мертвецы» и «Ядрёна вошь». Для аренды студии, Юрию пришлось продать собственный мотоцикл «Ява». Далее последовали концерты, так Татьяна фактически вошла в состав группы и выступала ещё в течение трёх лет.
Песни Юры Хоя, представляющие собой стилизованные описания жизни как социальных низов, так и провинциального рабочего класса, содержащие разговорную и ненормативную лексику, пользовались популярностью у многих. В то же время группа долгое время не имела возможности выступать за пределами Воронежа, участники её были малоизвестны.
Волна популярности
Всеобщую известность «Сектор Газа» получил лишь в 1990 году после выхода альбомов «Зловещие мертвецы» и «Ядрёна вошь», которые Юрий отправил в Москву с помощью своего знакомого, занимавшегося распространением аудиопродукции. В это время коллектив замечает московский бизнесмен Фидель Симонов. Услышав материалы, он приезжает в Воронеж знакомиться с участниками и вскоре приглашает их для записи следующего альбома, а затем организует им концерты.
Так, к началу 1991 года группа получает возможность записать альбом «Ночь перед Рождеством» в Москве на студии «Мир». Незадолго до этого коллектив покинул Олег Крючков, которого сменил Александр Якушев, помогавший группе ранее, подменяя Крючкова на концертах. Сразу после записи альбома «Ночь перед Рождеством» из состава был уволен бас-гитарист Семён Титиевский, а на его место был приглашён уже известный Сергей Тупикин. Затем из-за творческих разногласий покидает коллектив Игорь Кущев, полностью занявшись проектом «Школа», созданным им ещё в 1989 году. В замену ему, в концертный состав приглашается московский гитарист Владимир Лобанов (экс-«Легион»). Место клавишника занимает Алексей Ушаков (экс-«Фаэтон»), который, как и Александр Якушев, работал в команде сессионно с 1989 года.
Новоявленному администратору (Фиделю) приглянулась раскованность, манера исполнения и готовность ребят в любое время отправиться на гастроли, поэтому он вынашивал идею, как заработать на них немало денег, пустив несколько составов «Сектора» по стране. Только Хоя и группу такое положение дел совсем не устраивало, что в дальнейшем и послужило одной из причин прекращения совместной деятельности.
Вскоре, узнав о том, что группа остро нуждается в профессиональном менеджменте, с Юрием знакомится московский продюсер Сергей Савин и предлагает сотрудничество. Так начинаются активные гастроли по стране. Миллионы поклонников, следивших за творчеством музыкантов, не знали, как внешне выглядят участники коллектива, пользуясь этим, по стране разъезжали многочисленные двойники и под фонограммы группы давали концерты. Однажды в Москве, Юрий Хой стал очевидцем подобного безобразия. Он в ярости полез на сцену, чтобы разобраться с самозванцами, однако ничем, кроме его избиения, это не закончилось.
В этом же году на «Сектор Газа» выходит «Gala Records» — первая независимая звукозаписывающая компания в Советском Союзе. На её студии в августе 1991 года, используя материал магнитоальбомов 1989 года, записывается альбом «Колхозный панк», который изначально издаётся на виниле (на фирме грамзаписи «Мелодия» тиражом 100 000 экземпляров). К записи данного альбома впервые был привлечён сессионный гитарист Игорь Жирнов, впоследствии участвовавший в записи всех остальных альбомов.
Позже снятый на заглавную песню с альбома видеоклип «Колхозный панк», показанный по ЦТ в программе «50/50» и других телепередачах, делает группу широко известной по всей стране.
В ноябре коллектив принимает участие в съёмках популярной программы «А», проходившими в телецентре Останкино.
По результату опроса продавцов музыкальных киосков Москвы, проведённого воронежскими корреспондентами, звукозаписи группы занимали лидирующие позиции по продажам. В июле 1991 года «Сектор Газа» впервые вошёл в хит-парады и занял 18-ое место в рейтинге «Комсомольской правды». А к концу года занял прочное 1-ое место.
По итогам хит-парада за 1991 год, по версии журнала «Пульс», среди рок-групп «Сектор Газа» входит в «топ-10» и занимает первое место.
В 1992 году «Сектор Газа» выпускает шестой альбом «Гуляй, мужик!». Параллельно выходу альбома идёт жёсткий гастрольный тур. Группа отыгрывает более 150 концертов за год.
В 1993 году выходит седьмой альбом «Нажми на газ» (в том числе и на виниле), а также на основе материала магнитоальбомов 1989 года записывается альбом «Сектор газа», который был официально издан только через пару лет. Летом этого же года концертный состав покидают сначала Владимир Лобанов, а затем по семейным обстоятельствам Сергей Тупикин. На место гитариста приходит Вадим Глухов. Всего несколько концертов на бас-гитаре отыгрывает Виталий Сукочёв (экс-«Школа») и покидает коллектив. В начале июля проходят съёмки видеоклипа на песню «Лирика». В видеоклипе должен был участвовать Виталий Сукочёв, но он не попал на съёмки, поэтому было решено экстренно заменить его знакомым Юрия Хоя Евгением Гаськовым для имитации игры на бас-гитаре. Впоследствии место бас-гитариста в группе так никем не было занято, а партии бас-гитары были записаны в секвенсор с помощью синтезатора. К концу года по состоянию здоровья покидает состав Татьяна Фатеева.
В 1994 году группа выпускает восьмой альбом «Танцы после порева» и одновременно издаёт панк-оперу «Кащей Бессмертный». Она сразу же входит в десятку хит-парадов страны. Музыкальные критики преисполняются уважением к «Сектору Газа» и называют его «молодой талантливой группой из глубинки». Данный, уже девятый по счёту альбом был записан по мотиву русской народной сказки об Иване-Царевиче и Василисе Прекрасной в вольной интерпретации. В нём присутствует повествование, а также исполнение арий действующими лицами. Музыка же к вокальным партиям была заимствована у западных групп и переаранжирована. В записи этих альбомов впервые приняла участие начинающая воронежская певица Ирина Пухонина. Её манера исполнения была настолько схожа с фатеевской, что поклонники долгое время не подозревали о том, что Татьяна покинула коллектив ранее.
Спустя два года были начаты съёмки видеоверсии сказки, однако по финансовым причинам так и не были закончены. И, тем не менее, летом 2000 года планировалось доснять сказку, но реализовать до конца эту идею так и не удалось.
Также в 1994 году все альбомы группы, существующие на тот момент (кроме магнитоальбомов и альбома «Сектор газа» 1993 года), переиздаются «Gala Records» на CD (печать компакт-дисков производилась в Австрии).
В первой половине 1995 года концертный состав «Сектора» пополняет второй гитарист Василий Черных (экс-«Школа»). С его приходом звук становится плотнее. Летом этого же года группа отправляется в концертный тур по городам Германии, по завершении которого с успехом выступает на седьмом по счёту фестивале «Rock Summer» в Таллине. В конце года по обоюдному согласию с Юрием коллектив покидает клавишник Алексей Ушаков, которого сменяет Игорь Аникеев. Но в дальнейшем Ушакову всё же приходилось иногда подменять Аникеева на концертах. Место концертного директора занимает Константин Ляхов, который не имея опыта в шоу-бизнесе, на свой страх и риск взялся за выполнение административных функций, выпустив первые в истории «Сектора» плакаты и занявшись организацией гастролей.
Начиная с 1996 года, Клинских несколько меняет стиль группы, многие тексты становятся более серьёзными (с намёком на философскую направленность и лиричность), нецензурных выражений уже практически не встретить, — что ознаменовало собой новый этап в творчестве коллектива, тем самым подведя итог пройденного пути. Результатом этих экспериментов становится альбом «Газовая атака», впоследствии оказавшийся первым коммерчески успешным за всю историю группы и пробудившим вторую волну подъёма интереса к «Сектору». Песни «30 лет», «Life», «Твой звонок», «Туман» становятся хитами, а видеоклип на последнюю из них попадает в ротацию многих российских телеканалов. Несмотря на всё это, у представителей музыкальной индустрии и публики «Сектор Газа» продолжает ассоциироваться с похабными песнями.
В марте выходят сборники лучших хитов «Избранное» и «Избранное II».
По состоянию на 1996 год тиражи кассет с записями команды достигают астрономических чисел, но практически все доходы оседают вне коллектива, так как большинство медиапродукции в постсоветской России, на фоне экономического кризиса начала 90-х, — пиратские записи:
« …Мы занимаем первые места по продажам. Но я не знаю цифр, потому что в основном это пиратские кассеты. И мы получаем деньги лишь с тех лицензионных кассет, которые выходят в Москве. Вот за счёт этого мизера мы и существуем. Девяносто девять процентов наших кассет, которые можно купить по всей стране, — левые. Я иногда в мечтах представляю, сколько бы я авторского гонорара получил, если бы все они вышли официально. - Юрий (Хой) Клинских »
В 1997 году группа выпускает альбом «Наркологический университет миллионов», в котором слегка вернулась к стёбу и бытовым темам, однако нецензурных выражений было очень мало. На нём Хой экспериментирует с рэпом и, впервые за последние годы, помимо использования секвенсорного баса, привлекает к записи бас-гитариста Эльбруса Черкезова. Также на помощь приглашается сессионный барабанщик «Gala Records», имя которого, к сожалению, неизвестно.
Главным хитом альбома становится песня, которая продолжила военную тематику группы — «Пора домой», получившая впоследствии статус народной. С этой песней состоялись выступления на таких больших мероприятиях, как фестиваль «Звуковая дорожка» в «Лужниках» (1998 год) и сборный концерт на Красной площади, приуроченный ко Дню победы (1999 год).
К 10-летию группы компания «Gala Records» выпускает серию «Коллекция», состоящую из ранее изданных альбомов, но уже в новом оформлении, дополнив материал танцевальными версиями хитов разных лет, а также ремейком одноимённого альбома «Сектор газа» (1993).
Кризис и последний альбом
В конце 1997 года у Юрия возникает идея создать целиком мистический альбом в тяжёлом рэпе. Однако планам его не суждено было сбыться в ближайшем времени. Из-за творческого кризиса он практически не работал над новыми песнями, а продолжил гастрольную деятельность.
Чтобы заполнить творческую паузу, в июне 1998 года выходит сборник лирических композиций под названием «Баллады».
Августовский кризис 1998 года серьёзно ударил по коллективу. Вскоре Хой сокращает состав группы до гитариста и клавишника. «Gala Records», специализирующаяся на локализацию в России западной поп-музыки, закрывает все русские проекты и приостанавливает сотрудничество с «Сектором Газа». Но, несмотря ни на что, проект всё равно продолжает существовать. Юрий не останавливается на достигнутом, а снова экспериментирует, не отставая от современных музыкальных тенденций. Так «Сектор Газа», в лице его лидера — Юрия Клинских, работает совместно с воронежским диджеем Алексеем Брянцевым над техно-ремиксами своих песен, лично отобрав для него хиты. Но из-за разразившегося в России кризиса, записанный летом 1998 года сборник ремиксов «Extasy» был издан только через год, в ноябре 1999-го, вместе с «Extasy 2», релиз которого состоялся из-за того, что в продажу поступил пиратский компакт-диск с ремиксами из серии «Коллекция».
Текущий 1999 год, как и предыдущий, выдался не простым — полноценной работе над новым альбомом мешает очередной творческий кризис, связанный с оказываемым давлением со стороны лейбла, финансовым состоянием и бытовыми проблемами. В то же самое время группа активно гастролирует по стране и во второй раз посещает Германию.
В конце года переиздаётся серия «Коллекция» комплектом из одиннадцати альбомов в общей коробке, дополненной комиксом, нарисованным Дмитрием Самборским — художником и дизайнером альбомов «Сектора Газа», ранее известным по работе с «Коррозией металла».
Последний же альбом «Восставший из Ада» был записан в 2000 году и вышел уже после смерти Юрия Клинских, который скончался 4 июля 2000 года. Альбом получился самым мистическим и тяжёлым за всю историю группы.
« …Я всё время стремился к тяжёлому звуку, просто технология не позволяла реализовать мои задумки, и я не въезжал, что и как нужно сводить, и оператор не въезжал. Все же на попсе были воспитаны. И качество дальнейших альбомов зависело от того, насколько удачно я въезжал в технологию записывания музыки, и чем больше я набирался опыта, тем лучше выходили альбомы. И сейчас могу сказать, что весь этот «спектральный анализ» я изучил и теперь знаю, как надо делать тяжёлую музыку. Для этого я переслушал море альбомов, у меня одной тяжёлой музыки восемьсот дисков (а всего — тысяча двести)! И последний альбом — это тяжеляк, клёвый! Специально применяли суперметаллические примочки, накладывали гитары, всё делали «по фирме», во всяком случае, по сведению альбом вышел близким к «фирме». На настоящий момент такого звука я в бывшем Союзе ещё не слышал, по тяжести. Я хотел этого добиться и добился… Потому что всегда стремился вперёд. - Юрий (Хой) Клинских »
В апреле проходит серия концертов по Москве, в которых прозвучало несколько ещё неизданных песен с нового альбома. После них «Сектор» гастролирует в третий раз по Германии, откуда возвращается к июню.
Прощание со сценой
25 июня 2000 года Юрий Клинских в последний раз выходит на сцену. Это происходит в Москве, на малой спортивной арене «Лужники», в рамках концерта «Звуковая дорожка» на празднике газеты «Московский комсомолец». Он выходит один, так же как и в самом начале карьеры, начинает петь «Демобилизацию», после первого куплета минусовка неожиданно обрывается, после второй попытки происходит то же самое. Юрий так и не смог закончить выступление. По сути, это было прощание со сценой. Спустя десять дней Юрия Клинских не стало. С его смертью заканчивается и история «Сектора Газа».
После распада группы
После смерти Юрия Клинских появляются группы «Ex-Сектор Газа», «Сектор Газовой Атаки» и «С. Г.», в которых так или иначе были задействованы некоторые музыканты из разных составов распавшейся группы. Ни один из данных проектов так и не смог повторить успех предшественника, однако в 2008 году песня «Допился» проекта Игоря Кущева «Ex-Сектор Газа» случайным образом попадает в саундтрек фильма Гая Ричи «Рок-н-рольщик».
В апреле 2001 года «Сектор Газа» выдвигается в номинации премии российской индустрии звукозаписи «Рекордъ-2001» как исполнитель года. Международная федерация производителей фонограмм (IFPI) сообщает, что на звание «исполнитель года» претендуют Земфира, Алсу, «Би-2» и воронежская рок-группа «Сектор Газа».
После десятилетия забвения со стороны выпускающего лейбла, летом 2015 года, компания «Warner Music Russia» заявила о выпуске альбома неизданных песен из раннего творчества Юрия Клинских в новом звучании и лучших песен «Сектор Газа». Уже в пятницу 13 ноября был официально издан сборник «Вой на Луну», который был также выпущен в 2016 году на виниловом носителе с изменённым трек-листом.
Стиль и влияние на популярную культуру
Юрий Клинских вышел из среды напоминающих гетто рабочих кварталов с присущей им неразвитостью и насилием, которые в текстах «Сектора газа» облекаются в пародийно-ироничную форму. Тексты песен содержат большое количество жаргонной и нецензурной лексики. Их персонажи заняты повседневными проблемами — с кем выпить, с кем переспать, чем заняться потом. Большой пласт творчества Клинских посвящён теме загробной жизни. Сюжеты этих песен с теми же незатейливыми героями, как правило, развиваются в сельской местности и похожи на карикатуру, на русский лубок.
Официально музыка «Сектора газа» называлась панк-роком, хотя к данному стилю группа имеет весьма условное отношение, потому что точка зрения музыкантов весьма конформистская и не соответствует типичной панк-музыке. Клинских увлекался различными музыкальными течениями от тяжёлого рока до рэпа, что нашло отражение в его песнях, некоторые из которых представляют собой мелодекламацию или речитатив. Некоторые аранжировки песен «Сектора» больше напоминают попсу конца 1980-х и блатную музыку: «мёртвые» барабаны на студийных записях, преобладание синтезаторов, несложные гитарные партии.
Сам Юрий Хой определял музыкальный стиль группы как «фьюжн»:
«… Многие интересуются, в каком стиле играет „Сектор газа“? Дело в том, что в молодости (в 70-е годы) я слушал западный рок, Высоцкого и уже в конце 70-х „Машину Времени“. Так вот, „Сектор газа“ — это смесь всего этого. А поэтому я определил стиль группы не иначе как „фьюжн“, то есть „сплав“, так как каждая песня „Сектора“ — это разный стиль: хард, панк, диско, рэп, метал, бард и многое-многое другое. Сам же я вот уже несколько лет сижу на метале и рэпе. А когда это все вместе — металлический рэп, это для меня полный кайф».
Многие песни «Сектора газа», благодаря запоминающейся мелодии и необычной образной «фольклорности» текстов, по праву снискали народную любовь и до сих пор остаются популярными. Одна из самых известных «культовых» песен «Сектора» — песня «30 лет» из альбома «Газовая атака». Несомненным хитом из этого, пожалуй, самого удачного альбома группы, можно также с полным правом назвать песню «Life», а видеоклип к песне «Туман» был неоднократно продемонстрирован на различных телеканалах российского телевидения. «Армейская тема» была представлена в песнях «Пора домой» и «Демобилизация» из альбомов «Наркологический университет миллионов» и «Восставший из ада», соответственно, ставшими достаточно популярными среди военнослужащих срочной службы. 9 мая 1999 года «Сектор газа» выступил на Красной площади с двумя песнями «Пора домой» и «Туман».
Состав в разные годы
До середины 1988 года Юрий (Хой) Клинских работает сольно, выступая на концертах и фестивалях воронежского рок-клуба. Составы группы:
второй состав — 1991—1993;
третий состав — 1993—1995;
четвёртый состав — 1995—1997;
финальный состав — 1997—2000.
Ниже предлагается неполный список людей, в разное время имевших отношение к группе.
- Юрий Николаевич Клинских (Хой) (27 июля 1964, Воронеж — 4 июля 2000, Воронеж) — вокал, бэк-вокал, речитатив, декламация, автор музыки и текстов, аранжировка, секвенсорная ритм-секция, акустическая гитара, ритм-гитара (1987—2000)
Гитаристы
- Максим Гребенщиков — лидер-гитара на концертах (1988)
- Игорь Геннадьевич Кущев (Кущ) (род. 23 июля 1959, Новомосковск, Тульская область) — лидер-гитара в студии и на концертах (1989—1991)
- Игорь Михайлович Жирнов (Егор) (род. 21 сентября 1964, Томск) — лидер-гитара в студии (1991—2000)
- Владимир Михайлович Лобанов (род. 8 сентября 1964, Калининград (Королёв), Московская область) — лидер-гитара на концертах (1991—1993)
- Вадим Алексеевич Глухов (25 августа 1965, Воронеж — 18 января 2011, Воронеж) — лидер-гитара на концертах (1993—2000), частично в студии (1996)
- Василий Иванович Черных (Самоделкин) (3 декабря 1965, Воронеж — 8 апреля 2008, Воронеж) — ритм-гитара и бэк-вокал на концертах (1995—1998)
Бас-гитаристы
- Михаил Финк — бас-гитара на концерте (1987)
- Семён Всеволодович Титиевский (род. 20 января 1968, Воронеж) — бас-гитара в студии и на концертах (1988—1991)
- Сергей Иванович Тупикин (23 января 1965, Воронеж — 23 апреля 2018, Воронеж) — лидер-гитара в студии и на концертах (1988—1989), бас-гитара в студии и на концертах (1989—1993)
- Виталий Васильевич Сукочёв (Питон) (род. 15 февраля 1965, Воронеж) — бас-гитара на концертах (1993)
- Эльбрус Джахангирович Черкезов (Брюс) (род. 7 сентября 1968, Макеевка, пос. Ханжёнково, Донецкая область) — бас-гитара в студии (1997)
- Валерий Викторович Подзоров (род. 23 августа 1964) — бас-гитара на концертах (1997—1998)
- Василий Дронов — бас-гитара в студии (2000)
Клавишники
- Алексей Алексеевич Ушаков (род. 12 мая 1963) — клавишные, секвенсорная ритм-секция в студии и на концертах (1989—1995, сессионно: 1998), декламация в студии (1991, 1994), бэк-вокал на концертах. Один из основателей студии «Black Box»
- Игорь Алексеевич Аникеев (Кот) (15 августа 1961, Воронеж — 10 октября 2014, Воронеж) — клавишные, секвенсорная ритм-секция в студии и на концертах (1996—2000), бэк-вокал на концертах
Барабанщики
- Олег Юрьевич Крючков (Крюк) (8 января 1964 — 18 января 1997, Воронеж) — барабаны в студии и на концертах (1988—1990)
- Александр Васильевич Якушев (род. 21 июня 1965) — барабаны в студии и на концертах (1989—1998, сессионно: 1999)
Бэк-вокалистки
- Татьяна Евгеньевна Фатеева (род. 14 сентября 1968, Эртиль, Воронежская область) — вокал в студии и на концертах (1990—1993)
- Ирина Викторовна Пухонина (Бухарина) (род. 26 ноября 19??, Воронеж) — вокал в студии (1994—1996)
- Вероника Всеволодовна Никифорова (род. 29 августа 1976) — вокал в студии (1998)
Звукорежиссёры
- Андрей Кимович Дельцов (род. 23 февраля 1963, Воронеж) — звукорежиссёр в студии и на концертах (1989—2000), соло-гитара на концертах (1991), клавишные в студии (1991), декламация в студии (1991, 1993—1994). Один из основателей студии «Black Box».
- Игорь Князев (род. 20 мая 1964) — звукорежиссёр на концертах (1991)
- Алексей Кривенко (род. 4 января 1963, Воронеж) — звукорежиссёр в студии и на концертах (1991—1992, 1994—1995)
- Андрей Колтаков (Бонифаций) (род. с. Рождественское, Костромская область) — звукорежиссёр в студии (1996)
- Валерий Таманов — звукорежиссёр в студии (1996, 2000)
Прочие
- Александр Иванович Кочерга (Ухват) (2 сентября 1961— 31 января 2010, Воронеж) — один из основателей и руководителей воронежского рок-клуба (1987—1990), организатор концертов (1989—1990)
- Альберт Михайлович Попов (Красный Огурец) (род. 26 июля 1962, Мичуринск, Тамбовская область) — воронежский стёб-рок-бард, выступавший на разогреве у группы (1991—1992), один из основателей воронежского рок-клуба, а также корреспондент и телеведущий.
- Сергей Николаевич Савин — концертный директор (1991—1994)
- Константин Ляхов — концертный директор (1995—2000).
- Алексей Владимирович Привалов (род. 23 мая 1972, Москва) — тур-менеджер (1995—2000).
- Алексей Иванович Брянцев (DJ Kpoт) (род. 13 марта 1973, Воронеж) — продюсер ремиксов (1997—1999)