Рок - исполнители

ГлавнаяМашина ВремениМашина Времени → История группы Машина Времени

История группы Машина Времени

«Машина времени» — советская и российская рок-группа.

mashina vremeni_2014

Группа основана Андреем Макаревичем и Сергеем Кавагое в 1969 году. В составе «Машины времени» в разные годы прославились такие музыканты, как Александр Кутиков, Евгений Маргулис, Пётр Подгородецкий и другие. Из-за большого количества композиторов жанр группы эклектичен и использует элементы классического рока, рок-н-ролла, блюза и бардовской песни.

1968 — весна 1970

Предшественником «Машины времени» была группа под названием «The Kids», образовавшаяся в 19-й московской школе в 1968 году.

Состав группы «The Kids» (школа 1968—1969):

Андрей Макаревич — гитара

Михаил Яшин (сын поэта и писателя Александра Яшина) — гитара)

Лариса Кашперко — вокал

Нина Баранова — вокал

Девочки пели англо-американские народные песни. Группа выступала на школьных вечерах.

Переломным, по воспоминаниям Макаревича, стал день, когда в школу приехал с концертом ВИА «Атланты», руководитель которого Александр Сикорский разрешил молодым музыкантам в перерыве сыграть пару песен на их аппаратуре и даже сам подыграл школьникам на бас-гитаре, с которой те были совершенно незнакомы.

В 1969 году из старшеклассников двух московских школ формируется первый состав группы, получившей название «Time Machines» (сначала русского названия не было) («Машины времени»). Название группы придумал Юрий Борзов (он предложил два названия, другим вариантом были «Дюрапонские паровики», участники группы сделали выбор в пользу «Time Machines»).

Состав группы: "Time Machines", или «Машины времени» (школа 1969—1970):

Андрей Макаревич — гитара, вокал

Игорь Мазаев — бас-гитара (пришел из интерната в 1968)

Юрий Борзов — ударные (пришел из другой школы в 1968)

Сергей Кавагое из другой школы — клавишные)

Александр Иванов — ритм-гитара

Павел Рубен — бас-гитара

По настоянию Японца девочки-певуньи были уволены началась настоящая мужская работа. Сразу пошли разногласия. Наверно потому что Сереже не на чем было играть. Он ждал посылки от японских родственников — бас-гитару и усилитель. Японец с Борзовым настаивали на песнях Битлов, я же предлагал исполнять произведения менее известных авторов. Случился раскол. Мазай, Японец и Борзов создали другую команду в стенах 20-й школы, где, собственно, Японец и учился. Вскоре меня пригласили на репетицию в 20-ю школу. Команда Японца приобрела название «Дюрапонские паровики». Группа репетировала в актовом зале. Школа дрожала от звуков. На лицах ребят светилось наслаждение. Только Японец, игравший на органе, выглядел недовольным — он был убежден, что орган не битловский, и проклинал в душе японского родственника, спутавшего орган с бас-гитарой. По барабанам лупил идеолог группы хулиган Комарик. Я понял, что, несмотря на общий пафос, дела группы плохи. Через несколько дней Японец, Мазай и Борзов вернулись в «Машины». Через две недели мы записали свой первый альбом "Time Machines".

Песни исполняются на английском языке. В этом составе была сделана самая первая магнитофонная запись, из одиннадцати англоязычных песен, написанных участниками группы. На концертах группа исполняет кавер-версии песен The Beatles и свои песни на английском, написанные в подражание.

У нас, вообще, случился ужасный конфликт в своем кругу, потому что ребята хотели играть битловские вещи, а я им объяснял, что это невозможно, ибо «Битлз» слишком хорошо поют. А в нашем варианте это будет отвратительно. Надо играть «роллингов», потому что они поют примерно как мы, и у нас выйдет более похоже. И «роллингов» или «Monkees» мы играли тогда значительно больше. Передовая информация долетала до нас в те годы, конечно, с опозданием. И «Вудсток-69» нам чуть позже достался, где-то в 70—71 годах. Его открыл нам Стас Намин. Мы слушали выступавших там артистов с утра до ночи, но к «битлам», все равно не остыли. Мы ими еще не наелись. Собственно, когда я услышал «Скоморохов», то понял, что нужно писать песни на русском языке. Первые песни у меня вышли совершенно нелепые — лирические, печальные, мрачные, безысходные. Чудовищные были тексты, как я теперь понимаю. Благо не многие из них сохранились.— М. Марголис. Затяжной поворот...

1970-е: андеграунд

После окончания участниками группы школы и поступления Андрея Макаревича и Юрия Борзова[8] в МАРХИ, (здесь же учился Алексей Романов, и он познакомился с командой «Машины времени») группа некоторое время базируется в ДК «Энергетик».

После окончания школы в группе остались (1970—1972):

Андрей Макаревич (гитара, вокал)

Сергей Кавагое (клавишные),

Игорь Мазаев (бас-гитара)

Юрий Борзов (ударные)

В первые годы состав остаётся нестабильным, а коллектив — самодеятельным. Александр Кутиков, найденный Кавагое, заменяет ушедшего в армию Мазаева, а чуть позже, уже с подачи Кутикова, Капитановский, ранее игравший в группе «Второе дыхание» садится за барабаны вместо добровольно покинувшего группу Борзова, он уходит в группу Алексея Романова. Некоторое время спустя Капитановского тоже забирают в армию.

До середины 1970-х основной тройкой музыкантов остаются Макаревич (гитара, вокал), Кутиков (бас-гитара) и Кавагое (ударные); остальные участники постоянно меняются.

В 1972 году в течение нескольких месяцев Кутиков и Макаревич в составе известной в то время группы «Лучшие годы» («The Best Years») во главе с Ренатом Зобниным. Летом этого года Кутиков и Макаревич едут вместе с «Лучшими годами» на Чёрное море, выступать перед отдыхающими в международном студенческом лагере «Буревестник-2». В 1973 г. «Лучшие годы» почти в полном составе ушли на профессиональную сцену и «Машина времени была» возвращена к жизни. Какое-то время после этого в «Машине» играет барабанщик Юрий Фокин из «Лучших годов», затем он уходит. Сергей Кавагое, чтобы не искать в группу нового человека, пересаживается за ударные. Несмотря на полное незнакомство с барабанами, он очень быстро учится играть и остаётся ударником группы вплоть до раскола 1979 года. Около года в «Машинах времени» на клавишных периодически играет Игорь Саульский.

С осени 1973 г. до начала 1975 г. группа пережила смутное время, выступая на танцплощадках и сейшенах, играла «за стол и кров» на южных курортах, беспрерывно меняя состав. За эти полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов.

В 1973 под давлением публики название группы меняется на единственное число — «Машина времени». Некоторое время в «Машине времени» поёт Алексей Романов, будущий основатель «Воскресения»; он становится первым и единственным «освобождённым вокалистом» группы за всю её историю. Романов задерживается ненадолго и вскоре покидает группу. Фирма «Мелодия» выпускает виниловый диск с записью вокального трио Дмитрия Линника в сопровождении «Машины времени». Это становится первым упоминанием группы в официальных анналах. Как писал Макаревич, «... даже такой пустячок помогал нам существовать: в глазах любого чиновного идиота ансамбль, имевший пластиночку, — это уже не просто хиппари из подворотни».

Весной 1974 года группу покидает Саульский, а затем Кутиков в результате конфликта с Кавагое уходит в «Високосное лето», Макаревич берёт в руки бас-гитару. На лето формируется оригинальный состав: Алексей «Вайт» Белов (гитара), Андрей Макаревич (бас-гитара) и Юрий Фокин (барабаны). Группа выступает в спортивном лагере МГУ в Джемете, исполняя и кавера (Белов), и песни Макаревича (их автор). Осенью 1974 года в «Машину времени» приходит гитарист Игорь Дегтярюк. Происходит первый опыт киносъёмок — группу приглашают сняться в эпизоде фильма «Афоня» режиссёра Георгия Данелии. «Машина» понадобилась, чтобы показать в фильме «типичного представителя» — самодеятельную группу на танцах. Для фильма Данелия официально покупает две песни «Машины», группа получает первый официальный гонорар, 600 рублей, которые тут же тратятся на покупку в комиссионном магазине магнитофона. Этот магнитофон затем многие годы заменяет группе студию. В окончательной версии фильма почти все кадры с «Машиной времени» оказываются вырезаны — группа появляется буквально на несколько секунд, хотя песни звучат несколько дольше.

Весной 1975 Дегтярюк уходит и возвращается Кутиков, но ненадолго — уже летом он снова покидает группу (на этот раз в ВИА, который формировался в Тульской государственной филармонии). В «Машине» Кутикова заменяет Евгений Маргулис, которому Макаревич передаёт обязанности басиста и отныне играет только на соло-гитаре. Маргулис — обладатель характерного «блюзового» голоса, — начинает писать песни для группы с уклоном в блюз. На последующие четыре года тройка Макаревич — Кавагое — Маргулис становится ядром группы, периодически дополняемым одним-двумя музыкантами.

Выступив в 1976 году на фестивале «Таллинские песни молодёжи-76» в Эстонии и получив первый приз, «Машина времени» впервые приобретает популярность за пределами Москвы. На фестивале происходит знакомство с Борисом Гребенщиковым, благодаря которому начинаются периодические самодеятельные гастроли в Ленинград. На полгода в группу приходит Юрий Ильченко (ранее — солист ленинградской группы «Мифы»). Некоторое время группа играет втроём, в 1977 снова выступает в Таллине, правда, с меньшим успехом, чем в первый раз. Начинаются эксперименты со звуком: в группу приглашается духовая секция, первоначально в составе саксофониста Евгения Легусова и трубача Сергея Велицкого, в 1978 Велицкого сменил Сергей Кузминюк. Весной 1978 года «Машина времени» сыграла в Свердловске на фестивале «Весна УПИ». Выступление получается скандальным — группа своим видом и репертуаром совершенно выбивается из общего ряда выступавших там «политически благонадёжных» ВИА.

Летом 1978 года группа впервые делает качественную запись большинства песен, исполняемых на этот момент на концертах. Запись делается полуподпольно, в речевой студии ГИТИСа (где в этот период работал Кутиков), по ночам. Запись тут же копируется, расходится по стране и приносит группе широкую известность (официально она была выпущена группой лишь в 1992 году, как альбом под названием «Это было так давно...»). В том же году была записана программа «Маленький принц» по одноимённой сказке Антуана де Сент-Экзюпери, по сути представлявшая собой альбом песен «Машины времени» с текстовыми интерлюдиями из книги. Текстовые «вставки» между песнями читал Александр Бутузов («Фагот»).

В этом же году с группой начинает работать импресарио Ованес Мелик-Пашаев. На концертах он работает как звукорежиссёр, но в основном выполняет функции администратора группы, то есть, пользуясь своими богатыми связями, занимается организацией выступлений. Осенью 1978 года группа расстаётся с духовой секцией. Приходит Александр Воронов, играющий на синтезаторе собственного изготовления, но задерживается ненадолго. Между двумя основателями группы — Макаревичем и Кавагое, — постепенно зреет конфликт. Макаревич в книге «Всё очень просто» говорит о творческом кризисе и личном конфликте между ним и Сергеем Кавагое, по версии Подгородецкого (пришёл в группу позже и лично свидетелем событий не был) имел место крупный скандал, связанный с финансовыми вопросами, кроме того, Кавагое и Маргулис были против стремления Макаревича вывести группу из андеграунда на профессиональную сцену.

1979 год — второй распад группы. Последним концертом, данным группой в старом составе, стал концерт в горкоме графиков (комитете художников-авангардистов) на Малой Грузинской весной 1979 года. После него группа распалась — непосредственно после концерта Макаревич объявляет о своём уходе из группы и приглашает всех, кроме Кавагое, следовать за собой. По воспоминаниям Макаревича, он рассчитывал, что Маргулис уйдёт с ним, и достаточно будет найти нового барабанщика, но Маргулис остался с Кавагое, и они вместе с Алексеем Романовым создают группу «Воскресение»; в «Машине времени» из музыкантов остаётся один Макаревич.

1980-е: работа в «Росконцерте»

531

Снова объединившись с Кутиковым, Макаревич набирает новый состав, в который входят клавишник Пётр Подгородецкий и ударник Валерий Ефремов (Кутиков и Ефремов работали в группе «Високосное лето», к тому моменту находившейся в стадии распада, Подгородецкий недавно вернулся из армии и постоянной работы не имел, но был известен как квалифицированный клавишник). Пётр Подгородецкий пишет для группы несколько песен с юмористическим уклоном, которые исполняет сам. Именно в этом составе была впервые сыграна песня «Поворот». С этим составом группы в том же 1979 году подписывает контракт «Росконцерт». Макаревич увольняется из «Гипротеатра» в котором проработал шесть лет. Первоначально «Машина времени» входит в состав труппы Московского Гастрольного Областного Театра Комедии при Росконцерте, в котором музыканты играют песни, встроенные в спектакли, что помогает обходить запрет на частные концерты. В 1980 году группа получает статус самостоятельного ансамбля при «Росконцерте» и начинает собственную гастрольную деятельность. Фактическим финансовым директором остаётся Ованес Мелик-Пашаев, в «Росконцерте» он официально числится «художественным руководителем» группы, а Андрей Макаревич мелким шрифтом на афишах указывается как «музыкальный руководитель».

В начале 1980-х годов группа активно гастролирует по городам СССР, приобретая значительную армию поклонников. Популярнейшие композиции того периода: «Скачки», «Синяя птица», «Марионетки» звучат в ресторанах и на свадьбах. Крупными тиражами расходятся подпольные магнитные альбомы группы. Некоторые песни так и остаются незалитованы и запрещены к исполнению в концертах. Так, например, «Марионетки», как посчитали цензоры, намекали на «хозяина» СССР Леонида Брежнева, официальная же трактовка склонялась к началу: там звучало подряд шестнадцать нот ре.

В новом составе группа триумфально дебютирует на Тбилисском рок-фестивале 1980 года и получает первую премию за песни «Снег» и «Хрустальный город», опередив «Автограф» и «Аквариум».

Популярность группы выходит из андеграунда и превращается во всесоюзную. «Машину времени» постоянно крутят по радио, популярными становятся песни «Поворот», «Свеча», «Три окна», написанные ещё в 1970-е. «Поворот» на 18 месяцев возглавляет хит-парад «Звуковой дорожки» «Московского комсомольца» (единственный на тот момент официально существующий советский хит-парад). «Машина времени» принимает участие в саундтреке к фильму «Душа». Фильм добавляет группе популярности и впервые показывает лица участников на всю страну.

В 1982 году происходит очередной раскол: Мелик-Пашаев вместе с Подгородецким, звукорежиссёром Игорем Клёновым и Дмитрием Рыбаковым (который числился в группе рабочим, но в действительности писал песни) покидают группу, чтобы вместе с Алексеем Романовым организовать новый состав группы «Воскресение» (группа просуществует два года, после её распада Подгородецкий присоединится к труппе Иосифа Кобзона). Место клавишника в «Машине времени» занимает Александр Зайцев, который, в отличие от Петра, не был третьим вокалистом. Одновременно в группу приходит Сергей Рыженко, игравший ранее в группе «Последний шанс». Через несколько месяцев Рыженко уходит из группы, которая в результате снова сокращается до четырёх человек.

В 1982—1984 в СССР начались кампании против самодеятельных музыкальных коллективов. В ходе этих кампаний, в газете «Комсомольская правда» была опубликована статья Николая Кривомазова «Рагу из синей птицы» (название отсылает к песне «Машины времени» «Синяя птица»), где группа и её музыка были подвергнуты критике. Статья встретила резкое неприятие читателей, поклонники «Машины времени» заваливали редакцию возмущёнными письмами. Возможно, по этой причине статья не привела к серьёзным последствиям для группы.

В 1983 году в группу возвращается её второй ударник, Макс Капитановский, теперь уже в качестве концертного звукорежиссёра. Приглашённый на одни гастроли на место штатного работника, слёгшего с аппендицитом, он остаётся в группе и работает до 1994 года.

С 1980 по 1986 год у группы «Машина Времени» не было ни одного официального концерта в Москве, из-за чего участников не выпускали за границу. С одной стороны, группа существует, выступает, записывается, чрезвычайно популярна, с другой — концерты в Москве ей не разрешены, на телевидении она появляется редко, несколько специально записанных телепрограмм с группой не попадают в эфир из-за прямого запрета председателя Гостелерадио СССР Сергея Лапина, программа «Маленький принц», восстановленная и подготовленная к показу, не утверждена. Нет ни одного официального альбома, хотя десятки песен разных лет ходят в магнитных записях. Песня «Поворот» постоянно крутится по радио, присутствует на неофициальных магнитоальбомах, является фактически «визитной карточкой» группы, при этом официально «Машина времени» не имеет права исполнять её на концертах, так как песня не утверждена в программе выступлений. В этот же период группа несколько раз появляется в кино: участвует в создании саундтрека к мультсериалу «Обезьянки», песни Макаревича звучат в фильмах «Скорость» и «Тайна „Чёрных дроздов"».

Ситуация меняется с началом перестройки. В 1986 году выходит первый официальный альбом «Машины времени» — «В добрый час» (винил, выпущен на фирме «Мелодия» без участия группы). Андрей Макаревич снимается в главной роли в фильме «Начни сначала» — главный герой списан с него самого, в сюжете фильма легко узнаётся история со статьёй «Рагу из синей птицы», хоть и существенно переделанная. В фильме звучат несколько песен «Машины времени». «Машину времени» допускают на телевидение (программа «Музыкальный ринг»).

В 1987 выходят альбомы «Десять лет спустя» (винил, ретроспектива, песни конца 1970-х — начала 1980-х, полностью перезаписанные текущим составом группы) и «Реки и мосты» (винил, двойной альбом из песен середины 1980-х). В 1987 году «Машина времени» — снова победитель «Звуковой дорожки» за год. Андрей Макаревич уступает только Валерию Леонтьеву в рейтинге певцов. Группа совершает первые гастроли за рубеж.

В 1989 году «Машина времени» отмечает своё 20-летие. Для участия в юбилейном концерте, прошедшем в «Лужниках», приглашаются все музыканты, когда-либо игравшие в группе, значительная часть принимает приглашение, об этом событии снят фильм: «Рок и фортуна». Концерт играется по «исторической» схеме — сначала первый состав (без Кавагое, не принявшего участия) играют несколько старых песен, затем к ним постепенно присоединяются «машинисты» следующих составов, а репертуар начинает «молодеть».

1990-е: с Маргулисом и Подгородецким

В конце 1980-х у «Машины времени» начинаются проблемы с Зайцевым, который «периодически впадал в состояние невменяемости и исчезал» (проблемы с алкоголем и наркотиками), иногда на одну-две недели, не давая о себе знать и срывая репетиции. Несколько месяцев спустя после юбилейного концерта, во время подготовки к концертам в Москве Зайцев пропадает на месяц, его сначала безуспешно ищут, затем, когда становится ясно, что концерты могут быть сорваны, Макаревич обращается к Маргулису и Подгородецкому, которые ранее участвовали в юбилейном концерте в ДС «Лужники», и они соглашаются помочь. Спешно репетируются песни, написанные после их ухода из группы. Накануне концерта Зайцев всё-таки появляется, но его тут же увольняют. После концерта Маргулис и Подгородецкий получают предложение остаться насовсем и соглашаются. Таким образом, в группе становится четыре композитора и вокалиста из пяти участников одновременно.

В 1991 году «Росконцерт» прекращает своё существование и «Машина времени» снова становится самостоятельным коллективом. Александр Кутиков создаёт звукозаписывающую компанию Sintez records и становится продюсером группы. Благодаря этому «Машина времени» больше не зависит от государственного монополиста фирмы «Мелодия». Наконец издаётся двойной альбом «Это было так давно...» с материалом 1970-х гг. В 1990-е годы выходят семь альбомов группы, самыми популярными из которых стали «Внештатный командир Земли», «Отрываясь», «Картонные крылья любви» и «Часы и знаки». Среди наиболее известных песен этого периода — «Однажды мир прогнётся под нас», клип на которую транслировался по российским телеканалам.

Очередной юбилейный концерт «Машины времени», приуроченный к 25-летию группы проходит на Красной площади при участии нескольких приглашённых групп, среди которых были «Аквариум», «ДДТ», «Чёрный обелиск», «Чайф» и другие. Выступление, длившееся около шести часов, напрямую транслировалось по Первому каналу российского телевидения, собрав огромную зрительскую аудиторию. На самом концерте присутствовали около 300 000 человек.

Александр Кутиков: Желание отпраздновать день рождения «Машины» на Красной площади было, в определенном смысле, стебом. И осуществили мы его во многом благодаря моему дяде Сергею Николаевичу Красавченко. Одно время он был первым заместителем председателя Верховного Совета, а так же помощником президента Бориса Ельцина. Сергей Николаевич помог нам правильно провести все бумаги, получить вовремя все подписи. Я консультировался у него, как оперативнее преодолевать любые инстанции, к кому из чиновников и с какими формулировками идти, что просить и что реально могут разрешить.— Затяжной поворот: история группы «Машина времени»

В 1996 году, наряду со многими другими группами, «Машина» участвовала в кампании «Голосуй, или проиграешь!» в поддержку кандидатуры Бориса Ельцина.

17 декабря 1999 года группа празднует своё 30-летие концертом в СК «Олимпийский». Концерт проходит за два дня до очередных выборов в Государственную Думу России, с букетами и поздравлениями на концерте появляются многие известные политики, в том числе Немцов, Кириенко, Чубайс. Присутствует на концерте и Владимир Путин (в то время — премьер-министр).

После концерта Петру Подгородецкому звонит директор группы Владимир Сапунов и сообщает, что общим решением группы Пётр уволен. Это увольнение надолго становятся темой обсуждения среди поклонников группы, вопрос постоянно поднимается в интервью и статьях о «Машине» в СМИ. Интерес подогревается тем, что сами музыканты не называют какой-то конкретной причины. Среди возможных причин указываются проблемы Петра с наркотиками (увлечение кокаином), прогул репетиций и многое другое. Обтекаемо говорится, что с Подгородецким «стало невозможно работать». Сам Пётр в «Машине с евреями» утверждает, что решение о его увольнении было принято под давлением правых политиков, в круг которых был вхож Макаревич и которым Подгородецкий почему-то не нравился. В книге Михаила Марголиса «Затяжной поворот» Александр Кутиков говорит, что «машинисты» никогда не назовут действительную причину увольнения. Но причина, по словам Кутикова, перечеркнула собой всё, что Пётр сделал для «Машины времени». Место Подгородецкого занимает Андрей Державин, отказавшийся ради этого от собственной сольной карьеры певца.

2000-е: эксперименты со звуком, Abbey Road, юбилеи

7

В 2000 году «Машина времени» гастролирует с группой «Воскресение», где параллельно работает Маргулис, в рамках тура «50 лет на двоих». Выходит альбом «Место где свет», одноимённая песня попадает в «Чартову дюжину», клип на неё транслируется по телевидению. С 2000 года «Машина времени» — постоянный участник рок-фестиваля «Крылья».

Осенью 2001 года регистрируется акционерное общество «„Машина времени" — 21 век», под председательством Кутикова. Название «Машина времени» регистрируется в качестве торговой марки. Полный состав членов акционерного общества и совладельцев торговой марки не называется, известно лишь, что в их число вошли все музыканты группы, входящие в неё на момент создания общества.

В 2004 году выходит альбом «Машинально», две песни с него вошли в саундтрек к телесериалу «Танцор».

В 2007 выходит альбом «Time Machine», записанный на студии Эбби-роуд. Песня «Улетай» попадает в «Чартову дюжину». При финансовой и информационной поддержке «Авторадио» группа играет два бесплатных концерта: 22 сентября 2007 года на Тушинском аэродроме в Москве, где собирает около 50 000 зрителей, а 23 сентября — на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, где количество зрителей переваливает за 60000. 8 июня 2008 года, при поддержке компании «ТНК-BP», «Машина времени» играет бесплатный концерт в городе Рязани на площади Ленина, который собирает около 20 000 зрителей.

По опросам «Ромира» и газеты «Комсомольская правда», «Машина» входит в десятку самых популярных рок-групп России, причём среди респондентов средних лет она лидирует.

В октябре 2009 года в рамках выставки InterCHARM 2009, группа «Машина времени» анонсирует одноимённую туалетную воду для мужчин.

Концерт в «Олимпийском» 11 декабря 2009 года

В 2009 году группа отметила своё 40-летие (тур из 40 концертов в 40 городах). Заключительный концерт тура состоялся в СК «Олимпийский» (Москва) 11 декабря 2009 года, в день рождения лидера группы. Запись концерта вышла 1 августа 2010 года на двух CD под названием «День 14810-й» по количеству дней, прошедших с юбилейного концерта группы в Олимпийском. К юбилею же был приурочен выпуск альбома «Машины не парковать», в который, помимо пяти новых песен собственно «Машины времени» вошли спетые участниками группы десять песен других авторов и исполнителей — Б.Гребенщикова, С.Чигракова, И.Сукачева, М.Леонидова, П.Мамонова и др.

2010-е: современный период

В 2010 году Макаревич выпускает три книги: «Вначале был звук», «Сам овца» (переиздание книги, вышедшей впервые в 2001 году) и «То, что люди поют по дороге домой», а группа посещает два крупнейших рок-фестиваля России: «Рок над Волгой» и «Нашествие».

В 2012 году Максим Капитановский выпустил снятый им фильм «Таймашин» — именно в таком написании фигурировали в 1983 году его герои согласно одному из тогдашних «чёрных списков».

25 июня 2012 года группу покинул Е. Маргулис. Комментируя своё решение, Маргулис сказал, что оно вызвано желанием уделять больше внимания собственному сольному проекту. По заверениям как Маргулиса, так и Макаревича, уход не повлиял на дружеские отношения музыкантов. 17 августа было объявлено имя музыканта, занявшего вакантное место гитариста в группе. Им стал Игорь Хомич, сессионный гитарист и аранжировщик, ранее игравший со многими эстрадными исполнителями, а также работавший в группе «Калинов Мост» в период записи альбома «SWA». Первые выступления с его участием состоялись 1 сентября 2012 г. в Зелёном театре на фестивале «Легенды рока» и 7 сентября в клубе «Б2».

3 сентября 2012 года в Интернете состоялась премьера новых песен группы — «Мама», «Крысы» и «Край».

18 июня 2013 года, в день рождения Пола Маккартни, открылась официальная страница группы на iTunes, где в оформленном виде впервые появился Интернет-сингл «Крысы».

6 февраля 2015 года стало известно, что в группе «Машина времени» произошёл раскол из-за разной позиции музыкантов по Украине. Однако спустя некоторое время директор группы опроверг информацию о распаде коллектива.

10mv

Награды

В 1991 во время путча ГКЧП все участники группы принимали участие в обороне Белого дома, за что впоследствии Андрей Макаревич в 1993 году был удостоен медали «Защитнику свободной России».
В 1991 году Андрею Макаревичу присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР».
В 1999 музыканты получили «Ордена Почёта»,
В 1999 музыканты стали Заслуженными артистами РФ, а Андрей Макаревич Народным артистом РФ.(1999).
в 2003 — «За заслуги перед Отечеством» IV степени получил лидер МВ.

Лауреаты II ЗГ`97, IV ЗГ`2000 за песню «Однажды мир прогнётся под нас», XII ЗГ`2007 за вклад в развитие отечественной музыки.

Продюсеры или администраторы

  • Андрей Вадимович Макаревич — 1969—1978
  • Ованес Мелик-Пашаев — 1978—1982
  • Валерий Ильич Голда — 1982—1994
  • Владимир Борисович Сапунов — директор «МВ» (с 1996) и группы «Воскресенье» (с 1994; брат Андрея Сапунова)

Действующий состав

  • Андрей Вадимович Макаревич (11.12.1953) — основной вокал, гитары, автор песен (с 1969)
  • Александр Викторович Кутиков (13.04.1952) — бас-гитара, гитары, вокал, автор песен (1971—1975; с 1979)
  • Валерий Валентинович Ефремов (25.12.1953) — ударные, перкуссия (с 1979)
  • Андрей Владимирович Державин (20.09.1963) — клавишные, вокал, автор песен (с 2000)

Музыканты прошлых составов

  • Александр Иванов (1953) — ритм-гитара (школа 1969—1970)
  • Павел Рубен (1953) — бас-гитара (школа 1969—1970)
  • Игорь Мазаев (1953) — бас-гитара, клавишные — 1969—1972
  • Юрий Иванович Борзов (1953) — ударные (1969—1972) (художник, архитектор), играл позже в группе «Ребята, Которые Начинают Играть, Когда Полосатый Гиппопотам Пересекает Реку Замбези» Алексея Романова, сын маршала авиации Ивана Ивановича Борзова.
  • Алик Микоян — губная гармошка, вокал 1972—1974
  • Юрий Олегович Фокин — ударные (1973—1974)
  • Михаил Петрович Соколов — ударные
  • Игорь Юрьевич Саульский — клавишные. (1973—1974)
  • Алексей «Вайт» Белов — лето 1974
  • Эдуард Азрилевич — клавишные 1972—1973
  • Алик Сикорский
  • Николай Ширяев — осень 1974, бас гитарист, играл во «Втором дыхании», «Арсенале»
  • Игорь Иванович Дегтярюк (род. 23 октября 1951) — гитара, вокал — с августа по конец декабря 1975, покинул «Машину» сразу после записи и съемок к/ф «Афоня»
  • Алексей Дмитриевич Романов — вокал (1974—1975)
  • Николай Ларин — скрипка — 1975
  • Сергей Осташев — скрипка — 1976
  • Юрий Владимирович Ильченко — гитара, вокал (1976—1977), в 1999 году спел 6 песен Макаревича для фильма «Перекрёсток»
  • Евгений Легусов — саксофон, кларнет (1977—1978)
  • Сергей Велицкий — труба (1977)
  • Сергей Кузьминок — труба — (1978)
  • Александр Воронов — клавишник — (осень 1978 — до распада 1979)
  • Сергей Кавагое — клавишные, бас-гитара, бэк-вокал, ударные 1974—1979 (1969—1979)
  • Александр Бутузов — чтец (концертная программа «Маленький принц») — с 1979 по 1982
  • Сергей Ильич Рыженко — фортепиано, скрипка, флейта (1982—1983)
  • Александр Викторович Зайцев — клавишные, вокал (1982—1990)
  • Максим Владимирович Капитановский — ударные (1972—1973), концертно-гастрольный звукорежиссёр (1984—1994) (группа «Второе Дыхание»)
  • Пётр Иванович Подгородецкий — клавишные, вокал (1979—1982, 1990—2000).
  • Евгений Шулимович Маргулис (25.12.1955) — гитары, бас-гитара, вокал, автор песен (1975—1979; с 1990)

 

Интересная статья? Поделись ей с другими, нажми на кнопку!

Наша группа в ВКонтакте!

Мы в социальных сетях

vk ok twitter

facebook   youtube   rss

Клуб "Ящик"

Наши партнёры

Navigator Records - звуко-записывающая компания

navigator_records


 

Компания GA Butterfly Concept

ga


 

MAD BIRD PRODUCTION

madbirdie


 

RockAnons.ru - музыкальный информационный портал

rockanons.ru


 

ConcertGuide.ru - твой путеводитель по концертам

concertguide

Счётчики портала

Яндекс цитирования Счетчик PR-CY.Rank Рейтинг@Mail.ru